Татьяна Малыгина
Консультация для родителей «Подготовка детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе.
Эпиграф: «Приступая к учению ребенка, надобно иметь в виду, «то дитя независимо от учения развивается с каждым днем и развивается сравнительно так быстро, что месяц или два в жизни шестилетнего дитяти приносят более перемены в его душевном и телесном организме, чем потом целый год в возрасте от 10 до 15 лет». (К. Ушинский)
Анкетирование
Публикация «Консультация для родителей „Подготовка детей к школе“» размещена в разделах
1. Проведение анкетирования родителей : «Определение готовности ребенка к школе».
2. Опрос родителей : на какой вопрос хотели бы получить ответ на родительском собрании.
3. Проведение с детьми опроса или тестирования «Хочу ли я в школу?».
4. Интервьюирование детей предшкольного возраста с целью определить характер детских переживаний «Чего ждет и хочет ребенок от родителей и учителей, готовясь стать первоклассником?»
5. Оформление выставки литературы и дидактических пособий
и игр по подготовке детей к школе.
6. Оформление эпиграфа.
7. Разработка проекта решения родительского собрания на заседании родительского комитета.
Этап введения в проблему
Современная школа предъявляет к ребенку повышенные требования: придя в первый класс, ребенок должен уметь читать, считать, решать простые задачи, писать графический диктант. В детском саду, в рамках занятий по подготовке к школе, мы учим детей читать, считать, развиваем мелкую моторику, решаем логические задачи, предлагаем упражнения для развития памяти, внимания, мышления. Мы моделируем и разыгрываем ситуации, которые могут произойти с ребенком в школе :
• ребенок не может справиться с полученным заданием;
• поссорился с товарищем;
• ребенку стало плохо (заболела голова, живот, тошнит);
• хочет спросить о чем-то учителя, но стесняется и т. д.
Этап социологического исследования
На данном этапе собрания обсуждаются полученные результаты, выявленные в ходе анкетирования родителей «Определение готовности ребенка к школе». Далее необходимо представить родителям результаты опроса детей предшкольного возраста «Хочу ли я в школу?» и результаты интервьюирований «Чего ждет и хочет ребенок от родителей и учителей, готовясь стать первоклассником?»
Типичные высказывания:
• «Хочу, чтобы мама и папа помогали, говорили со мной добрым голосом: "Подумай и у тебя получится"».
• «Хочу, чтобы мама пожелала мне хорошей учебы, а учитель поздоровался, посадил бы на первую парту».
• «Учитель чтобы говорил "Здравствуй, Леша!". Чтобы парту показал. А папа чтобы уроки, разные картинки помогал бы сделать. Мама, наверное, будет говорить: "Станешь хорошо учиться, подарочек куплю, а плохо - в углу будешь стоять». Хочу, чтобы мама много тетрадей купила, одежду школьную гладила, покушать приготовила. "»•
• «Хочу, чтобы учитель поздоровался, пожелал хорошей учебы, чтобы отпустил с одного урока, а мама с папой чтобы в театр водили после школы».
• «Чтобы мама говорила: "Ты у меня умница, хочешь - помогу делать уроки?" Еще хочу, чтобы объясняли то, что я не поняла».
• «Чтобы мама говорила, что любит, что не будет ругать за плохие отметки. Чтобы с папой у них все было хорошо, чтобы сестренка не болела. От учителя хочу больше хороших слов слышать, что я хорошо учусь».
• «Чтобы мама говорила, что уроки будем делать вместе».
• «Чтобы учитель говорил чаще: "Сегодня пятерку ставлю тебе. "» Родители обсуждают полученные результаты.
Этап педагогического всеобуча
1. Ответы на вопросы (примерные варианты)
Родитель. Какие пособия лучше выбрать для подготовки - к школе?
Педагог. В настоящее время существует множество пособий, мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, мышления, речи, с веселыми задачами, головоломками, прописи. На выполнение каждого задания давайте ребенку определенное время, научите его контролировать время с помощью песочных часов. Поощряйте правильно выполненные задания, тактично указывайте на ошибки и помогайте их исправить.
Родитель. Сколько времени следует уделять подготовке к школе дома?
Педагог. Не более 20-30 мин. Если вы видите, что ребенок устал, нет настроения заниматься дальше, переключите деятельность на игровую, позвольте ребенку заниматься самостоятельно.
Родитель. Если ребенок категорически отказывается заниматься дома, что делать?
Педагог. Предлагайте ребенку небольшой объем занятий - не более 5 мин. Все занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям. Обязательно отвечайте на них печатными буквами, стимулируя ребенка читать. Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление ребенка. Помогайте правильно держать карандаш, ручку.
Родитель. Если ребенок постоянно требует новых заданий и готов заниматься много, стоит ли ограничивать?
Педагог. Если ребенок не проявляет признаков усталости, не расстраивается из-за того, что какое-то задание не получается, воспринимает учебу как привлекательную деятельность - строгих границ для занятий ставить не стоит. Старайтесь переключать ребенка с одного вида деятельности на другой, предлагайте разобрать ситуации, которые могут случиться в школе, спрашивайте, как он поступит, если:
он кого-то обидит;
его кто-то обидит;
у него что-то заболит;
он потеряет какую-то вещь;
он не поймет, как выполнить задание, и т. д.
Решение педагогических ситуаций
Задача 1. Сын-первоклассник уже третий день подряд получает двойки только по математике, хотя родителям казалось, что он охотно решал примеры и у него практически не было ошибок. Родители стали решать с ним похожие примеры и задачки, повторять правило, Но это не дало положительных результатов.
- Ваше отношение к методу, выбранному родителями. Как бы вы поступили в данной ситуации? (Родители, стремясь повысить уверенность мальчика, пошли по пути формального совершенствования его школьных умений. Возможно, причина заключалась в аффективном характере реакции сына на действия учителя. Из-за непонимания со стороны взрослых ребенок остался наедине со своими переживаниями. Следовало установить контакт с учителем и вместе с ним поддержать мальчика.)
Задача 2. Мать, посмотрев выполненное дочерью-первоклассницей задание и обнаружив в нем ошибки, стала стыдить ее: «Деточка моя, как ты умудрилась сделать столько ошибок? Ты, наверное, очень старалась, чтобы их было побольше». Дочь объяснила это тем, что у нее устала рука. «Я так и подумала, что это рука во всем виновата. Видимо, твоей руке очень хочется сделать еще одну работу над ошибками». В итоге их разговор закончился криками и истерикой дочери.
- Что, на ваш взгляд, способствовало конфликту между матерью и дочерью? (Мать, говоря с дочерью, использовала, юмор, обидный для девочки, что вызвало с ее стороны негативную реакцию.)
Задача 3. Сын собирал из деталей конструктора модель экскаватора. Он не знал, как следует крепить колеса, и обратился к отцу за помощью. Тот, увидев, что сын сделал все неправильно, стал упрекать его в бестолковости, неумелости, что он не слушает и не присматривается к тому, что и как делает отец.
- Ваша оценка действий отца. Обоснуйте возможные причины такого реагирования отца на неуспехи ребенка. (Отец низко ценит возможности своего сына, неуспехи мальчика его просто раздражают. Нотации используются как метод обучения.)
Ролевое проигрывание проблемных задач
К школьным трудностям ребенка могут приводить, как ни странно, самые, на взгляд родителей, безобидные стереотипы. Предлагаются 2 ситуационные задачи (из книги Волкова Б. С., Волковой Н. В. «Задачи и упражнения по детской психологии»).
1. Таня (6 лет 4 мес.) учится в первом классе. Ей трудно дается учение, особенно чтение.
Дома мама усаживает ее за стол и начинает спрашивать: «Как: называется эта буква?», «Что здесь написано?» Девочка молчит.
- Ну вот, ничего не знаешь! На, учи сама! - И мама уходит по своим делам на кухню. Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет.
- Сегодня гулять не пойдешь, будешь читать!
2. Иру воспитывает бабушка. Росла девочка послушной, но очень робкой, у нее не было подруг. Ира любила играть одна, и бабушке это очень нравилось. Когда Ире исполнилось 6 лет, родители забрали ее у бабушки. Иногда мать просила рассказать стихотворение, решить несложные, на ее взгляд, задачи. Ира неуверенно отвечала, ошибалась, а мать сердилась на нее: «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки!»
С тревогой девочка ждала первого школьного дня. Ей не хотелось идти в школу. Результаты сказались быстро. Через неделю Ира отказалась идти в школу.
Задание. Проиграть ситуацию в ролях (матери и ребенка).
Вопросы к обсуждению:
- Как вы чувствовали себя в роли ребенка, матери?
- С какой мамой вам более приятно общаться?
Подведение итогов
Педагог. Дома вам следует продолжить готовить ребенка к школе, но не перегружая его. Вполне достаточно двух упражнений, веселых задач, элемента графического диктанта, половины странички чтения. После короткого занятия разыграйте ситуацию, которая может произойти именно с вашим ребенком, обсудите ее, помогите сделать правильные выводы.
1. Принять к сведению и использовать в семейном воспитании информацию по подготовке детей к школе.
2. Способствовать формированию мотивационной готовности ребенка к школе. Организовать с детьми экскурсию в школу, посещение выставок с целью расширения кругозора, ознакомления со школой, работой учителя.
3. Оформить в предметно-развивающей среде группы «Центр будущего школьника».
4. Принимать участие вместе с детьми в мероприятиях познавательной, эстетической и спортивной направленности.