Наталья Пронюшкина
Консультация для родителей «Подготовка к школе. Развиваем мышление»
▼ Скачать + Заказать документы
Развиваем мышление.
Интеллектуальная готовность – важный аспект психологической готовности ребенка к школе. Она представляет собой достаточный уровень развития познавательных психических процессов, таких как: мышление, память, внимание, воображение. Достаточный для того, чтобы ребенок успешно усваивал школьную программу.
Мышление можно считать рАзвитым на должном уровне если ребенок умеет:
Темочки:
умение анализировать, выделять существенные признаки в предметах и явлениях окружающей действительности,
обобщать,
делать самостоятельные выводы,
умение сравнивать предметы, видеть у них общее и разное,
умение понимать простые символы (знаки «плюс-минус», «равно», «больше-меньше»,
классифицировать предметы на основе обобщения, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними (например, решение задач того или другого типа).
От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций:
Первый - усвоение нового правила работы (решение задачи и т. д.);
Второй - перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап невозможен без умения обобщать.
В основном к моменту поступления в школу ребенок владеет эмпирическим, то есть основанным на опыте, обобщением. Это значит, что сравнивая предметы, он находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, позволяющие отнести все эти предметы к какому-то одному классу или понятию. Так, например, ребенок понимает, что автомобиль, поезд, самолет, автобус, троллейбус, трамвай и т. д. - это все транспорт, или средства передвижения.
Обобщение развивается в процессе познания ребенком свойств различных предметов. Поэтому очень важно предоставить малышу возможность исследовать окружающий его мир.
Как развивать мышление?
Наряду с чтением художественных книг и энциклопедий для дошкольников, необходимо играть в развивающие игры:
Лото.
«Я знаю 5 имен, 5 названий цветов…» с мячом.
Чем станет? Например, яйцо, доска, зерно и т. д.
«Бывает-не бывает»: ребенку нужно продолжи предложение: «летом всегда бывает…», «Яблоко всегда…», «Снег никогда не бывает….»
«Скажи наоборот»: например, теплый – холодный, светло - …, далеко - … и т. д.
«Часть-целое»: например, у чемодана всегда есть, у машины всегда есть, у дерева всегда есть…
«Я загадаю (героя сказки или предмет, а ты отгадай», но ведущий может отвечать только «да» и «нет».
«Что лишнее?»: называть 4 предмета, но 3 из них из одной категории, а 1 из другой, например, капуста, огурец, банан, лук. Что лишнее?
Развитию мышления способствует выполнение заданий:
Составление ребенком рассказа по последовательным сюжетным картинкам,
Пересказ прочитанного ребенку художественного произведения.