Елена Несмиянова
Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №16 «Золотой колосок»
Подготовила воспитатель: Е. В. Несмиянова
Курган 2017 г.
«…Родители являются первыми педагогами.
Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития
личности ребёнка в раннем детском возрасте».
Закон РФ «Об образовании», ст. 18, п. 1.
Публикация «Консультация для родителей „Готовность ребенка к школе“» размещена в разделах
КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ?
Уважаемые родители! Помните: готовность малыша к школе – не только умение читать! Это и моральная готовность (учебная мотивация, и физическая готовность (состояние здоровья и нервной системы в частности, и сформированность познавательных и психических процессов (любознательности, внимания, речи, мышления). Это и необходимый минимальный уровень информации и энциклопедических знаний.
Конечно, детский сад работает над всеми вышеперечисленными аспектами. Но без активной помощи родителей здесь не обойтись. Почему? Во-первых, у воспитателя в группе от 20 до 26 воспитанников, а у вас, уважаемые мамы и папы, ваш ребёнок – один-единственный (иногда их двое-трое, самый дорогой и любимый. Во-вторых согласно наблюдениям психологов, авторитет родителей для ребёнка несравнимо выше авторитета даже самого умного доброго воспитателя.
Критерии готовности ребенка к школе:
• моральная
• физическая
• нравственная
• психологическая
• мыслительная
МОРАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ.
Ребёнок должен захотеть идти в школу! Главное, что требуется от взрослых – никогда не пугайте ребёнка школой, не угрожайте: «Если ты не будешь делать так, а не иначе, в школе тебя будут ругать» и т. п.
Установки должны быть реально-позитивными, например,
«В школе будет очень интересно»;
«Ты узнаешь много нового, многому научишься, у тебя появится много друзей»;
«Конечно, учиться трудно, но только тому, кто ленится, не старается»;
«Сразу получается не всё, но если ты будешь внимательно слушать взрослых и стараться, то обязательно получится».
Никогда не позволяйте себе при детях пренебрежительных высказываний в адрес школьной жизни.
ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ.
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.
Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.
НРАВСТВЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ.
-Умение строить отношения с взрослым человеком.
-Умение общаться со сверстниками.
-Вежливость, сдержанность, послушание.
-Отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
-Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. -Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.
Примеры игр.
«Слепец и поводырь»
Цель: Создать условия для развития умения доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.
Содержание. Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.
По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?
«Вежливые слова»
Цель: Создать условия для развития уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.
Содержание. Игра проводится с мячом. Бросать друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).
«Подарок на всех»
Цель: Создать условия для развития умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.
Содержание. Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы…
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ. - Это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
- Это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
- Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
- Это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.
Примеры игр.
«Нарисуй»
Цель: Создать условия для развития произвольного внимания.
Содержание. Нарисуй в один ряд десять треугольников (необходимо дать ребенку лист бумаги и цветные карандаши). Будь очень внимателен. Заштрихуй красным карандашом 3, 6 и 9 треугольники. Зеленым — 2 и 5, синим карандашом 4 и 8 и т. д
Упражнение "Запоминаем слова" Цель: Создать условия для развития слуховой механической памяти Содержание. Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд. 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести. Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.
«Какой игрушки не хватает?» Цель: Создать условия для развития зрительной памяти, объема внимания. Содержание. Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.
МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ.
- Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
- Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, делать выводы из прочитанного, увиденного, услышанного, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».
- Учить ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса.
- Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.
Примеры игр.
«Найди лишнее слово»
Цель: Создать условия для развития мышления.
Содержание: Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним".
Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, твогог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
«Найди предмет по описанию»
Цель: Создать условия для развития умения детей рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки: форму, цвет, качество и его назначение; по описанию находить предмет в комнате или на улице, узнавать орудия труда, машины, кем они используются в работе; развивать внимание, мышление, память и речь.
Содержание. По описанию предмета находить его в комнате или на участке, правильно называть. Кто ошибается и приносит не тот предмет, о котором рассказывалось, тот платит фант, который в конце игры выкупается.
Игровые действия. Загадывание, отгадывание, поиск предметов.
Детям предлагается выбрать к. л. предмет и расскажете так, чтобы другие дети узнали, о каком инструменте или машине рассказывается. Но называть предмет нельзя. Кто первым догадается, тот найдет этот предмет и принесет сюда на стол.
Игра продолжается, пока много разных орудий труда и машин окажется на столе. Заканчивается игра отгадыванием фантов тех, кто ошибся и принес не тот предмет.
Памятка для родителей!
К 6 -7 годам ребенку нужно:
1. Знать своё имя, свою фамилию и отчество, дату рождения. Имя своё употреблять как в краткой, так и в полной форме.
2. Знать имена и отчества родителей, их профессию и место работы.
3. Хорошо помнить свой домашний адрес и телефон.
4. Знать все цвета радуги и названия их оттенков.
5. Уметь классифицировать предметы по их функциям и признакам. Называть обобщённую категорию, например, «мебель», «посуда», «одежда», «обувь», «транспорт», «дикие животные», «домашние животные», «овощи», «фрукты», «ягоды», «птицы», «рыбы». 6. Уметь называть и отдельные предметы и объекты из каждой общей категории.
7. Составлять небольшой рассказ по картинкам, воспроизводя хронологически и логически правильную последовательность событий (по принципу «что сначала, что потом»). А если сюжетные картинки перепутаны, ребёнок должен верно восстановить их порядок.
8. Иметь представления о труде взрослых и знать названия основных профессий (врач, учитель, воспитатель, повар, водитель, строитель, шахтёр, машинист, моряк, лётчик, библиотекарь, продавец, артист, музыкант).
9. Уметь сравнивать предметы и явления природы по признакам сходства и различия. Связно рассказывать о наблюдаемых явлениях природы.
10. Знать отличия живого от неживого (всё живое обязательно дышит, питается, растёт, размножается).
11. Владеть прямым и обратным количественным счётом до10, а также порядковым счётом.
12. Сравнивать количества предметов (больше – меньше, длину (длиннее – короче, ширину (шире – уже) и высоту (выше – ниже).
13. Знать цифры от 0 до 10, находить числа «до» и «после» названного числа.
14. Знать и перечислять дни недели, правильно указывать день «до» и «после» названного.
15. Знать последовательность времён суток.