МААМ-картинки

Консультация для родителей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к школе»

Наталия Лязина
Консультация для родителей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необхо-димый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства, предпо-лагает достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Публикация «Консультация для родителей подготовительных групп „Психологическая готовность детей к школе“» размещена в разделах

Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жиз-ни ребенка.

Психологическая готовность к школьном)/ обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости - интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; достаточный уровень развития логического мышления, наличие широкого кругозора и запаса знаний, а также развитие мелкой моторики (владеть ножницами, иголкой, карандашом, кисточкой) и сенсо-моторную координацию.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание, а также умение ограничивать эмоциональные порывы,

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, адекватно вести себя и реаги-ровать на ситуацию, организацию и произвольность поведения; а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения, желание учиться в школе, принятие новой социальной позиции.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мысли-тельных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Личностная готовность к школьному обучению.

Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника, Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.

Формирование внутренней позиции школьника, т. е. такое отношение к школе, когда прича-стность к ней переживается ребенком, как его собственная потребность («Хочу в школу»).

Как формировать мотивационную готовность к школе?

1. Поддерживать интерес детей ко всему новому, отвечать на их вопросы.

2. Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.

3. Практиковать приходы детей-школьников в детские сады.

4. Рассказывать детям о том, что значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он будет выполнять.

5. Использовать загадки на школьную тему.

6. Подбирать развивающие игры тала «Собери себе портфель в школу», «Раз-ложи по порядку», «Что лишнее?» и т. д.

Основная задача взрослого - показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т. е. определенный уровень развития самосознания.

Волевая готовность к школьному обучению.

Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возни-кающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Важно вос-питывать и развивать волю у ребенка. Как развивать волевую готовность?

1. Повышать самостоятельность и ответственность ребенка:

o закрепить конкретное поручение за ребенком (при этом обязательно просить ребенка повторить сказанное, чтобы убедиться в том, что он все услышал и правильно понял, поощрять его выполнение;

o учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.

2. Развивать самоконтроль:

o использовать игры типа «Сделай так же», «Конструирование по образ-цу», «Найди отличия», «Дай нет, не говорите.»

3. Развивать стремление действовать по моральным мотивам.

4. Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания си-туаций

успеха.

Психологическая готовность к школе - целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других.

Литература:

1. Готовность к школе /Под ред. И. В. Дубровиной/ Москва. 1995 г.

2. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Москва. 1991 г.

3. Кравцова ЕЕ. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. Москва 1983 г.

4. Мухина В. С, Детская психология Москва. 1985 г.

5. КувашоваН. Г, Методика подготовки детей к школе. Волгоград. 2003 г.

Публикации по теме:

Консультация «Особенности психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе» Готовность ребенка к современному школьному образованию выступает как совокупный результат системы воспитания, направленной на полноценное.

Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к школе»
Опубликовано: 15 октября 2014 в 17:03
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к школе»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Лязина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД