Юлия Бражник
Консультация логопеда для родителей «Правильно ли говорит ваш ребенок?»
▼ Скачать + Заказать документы
Рождение ребенка – большая радость в семье. Очень важно правильно ухаживать за ним, чтобы малыш рос здоровым и спокойным. Но нужно помнить и о развитии, чтобы на занятиях в детском саду и в школе ребенок не испытывал проблем.
Огромное значение, как для общения, так и для обучения ребенка имеет речь. К сожалению, за последнее время увеличилось число детей, имеющих отклонения от нормы в речевом развитии: искаженное произношение звуков и слов, неправильное употребление окончаний, неверное построение предложения. Иногда речь ребенка пяти-шести лет бывает, непонятна для окружающих. Но даже небольшие отклонения в устной речи могут быть показателями будущих проблем в школе: трудности при запоминании букв, складывании их в слоги; пропуски и замены букв при письме и чтении; неумение применить правила, необходимые для грамотного письма. Конечно, выявить и решить возможные проблемы лучше до школы.
Публикация «Консультация логопеда для родителей „Правильно ли говорит ваш ребенок?“» размещена в разделах
Итак, правильно ли говорит ваш ребенок? Сравните развитие речи ребенка с ниже приведенными данными:
0-3 мес. Голос громкий, чистый. Рефлекторный крик постепенно сменяется гуканьем, гулением. Появляются сочетания агу, ага.
0-6 мес. Появляется комплекс оживления, двигательная активность, смех. Ребенок определяет нахождение источника звука, поворачивается к нему. В этом возрасте можно понять, в порядке ли у ребенка слух. Появляются звуки м, н, п, б, т; Звуки, похожие на к, г, х. Ребенок произносит цепочки слов с этими звуками. : ма-ма-ма! ба-ба-ба! ня-ня!
1 год. Говорит 10-15 осознанных слов (мама, папа, баба, дай, не, да, на). И звукоподражания (ав, мяу, би-би, ту-ту)
2 года. Употребляет около 200 слов, строит короткие предложения. Появляются прилагательные (хороший, плохой, большой, маленький, красивый, простые предлоги. Может употреблять слова во множественном числе (мои игрушки). Искажает, пропускает многие звуки в словах.
3 года. Активно пользуется всеми частями речи. Употребляет более 1000 слов. Строит сложные предложения с союзами: если, когда, потому что. Как правило не выговаривает многие звуки (свистящие, шипящие, р, рь, л, ль, смягчает согласные.
4 года. В словаре ребенка около двух тысяч слов. Логично строит предложения, может рассказать о событии, легко запоминает стихи и пересказывает сказки. Допустимы грамматические ошибки (стулов, окнов, ведров). Возможно неправильное произношение звуков (шипящие, р, рь, л, ль).
5 лет. Правильно говорит практически все звуки, не путает их между собой. Выбирает правильную грамматическую форму (много стульев, окон, ведер, карандашей). Составляет рассказ по серии картин.
6 лет. Говорит четко, грамотно, не путая звуки даже в сложных словах. Составляет рассказ по картине, пересказывает сказки, фильмы, легко учит стихи. Может назвать звуки, которые есть в слове.
Даже, если вам кажется, что ваш ребенок говорит абсолютно чисто, перед поступлением в школу проконсультируйтесь у логопеда.
Особое внимание на развитие речи ребенка надо обратить, если:
• У вас были проблемы во время беременности (угроза прерывания беременности, токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, долгое время низкий гемоглобин, прием медикаментозных препаратов, постоянная вибрация, резус-несовместимость матери и плода, травма плода и др.);
• Были неблагоприятные состояния при родах (родовая травма и асфиксия новорожденного, кровоизлияния в мозг, ребенок родился недоношенным, кесарево сечение, родовспоможение с использованием акушерских щипцов);
• Ребенок вяло сосет грудь, быстро устает, часто срыгивает, молоко вытекает через нос;
• В раннем возрасте ребенок перенес инфекционные заболевания, особенно ЛОР-органов (хронический отит, аденоиды, заболевания связанные с поражением головного мозга, травмы, ушибы головы;
• У ребенка есть отклонения в формировании зубочелюстной системы (неправильный прикус, нет зубов);
• Вы заметили, что у ребенка плохая координация движений, особенно мелкой моторики пальцев рук.
С помощью специально подобранного диагностического материала логопед проведет обследование, которое позволит оценить состояние звукопроизношения ребенка, степень развития фонематического слуха. Его словарный запас, сформированность грамматического строя речи и связной речи. Если ребенок неправильно произносит звуки, но при этом фонематический слух, лексика, грамматика и другие составляющие в норме, у ребенка ФизД – фонетический изолированный дефект. Если нарушение произношения связано с недоразвитием фонематического слуха, отмечается ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Неисправленный вовремя дефект может стать почвой для нарушения чтения и письма: дисграфии и дислексии. Наконец, ОНР – общее недоразвитие речи – это системное недоразвитие всех компонентов речевой системы при нормальном физическом слухе и сохранном интеллекте. В зависимости от степени ОНР проявляются искажения звуковой и смысловой стороны речи, требующие длительной коррекционной работы.
В заключение несколько советов логопеда
1. Говорите с ребенком четко и правильно, не «ломайте» язык.
2. Сопровождайте речью каждое действие.
3. Читайте ему потешки, стихи, сказки.
4. Выучите с ним упражнения для пальчиков.
5. Играйте с ним в развивающие игры.
6. Следите за его здоровьем, закаляйте его, оберегайте от травм.
7. Обращайтесь к неврологу, психологу, логопеду и другим специалистам, если у вас возникают вопросы и сомнения.
Растите умными и здоровыми!