Людмила Романова
Консультация для родителей «Почему необходимо рассказывать, читать детям сказки?»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Почему необходимо рассказывать, читать детям сказки?"
А. Н. Афанасьев писал: «Сказка не пустая складка, в ней, как и вообще во всех созданиях целого народа, не могло быть и в самом деле нет, ни нарочно сочиненной лжи, ни намеренного уклонения от действительности мира».
Публикация «Консультация для родителей „Почему необходимо рассказывать, читать детям сказки?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
» Цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастиями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою» К. И. Чуковский.
«Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ. Без сказки – живой яркой овладевшей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление детскую речь, как определенную ступень человеческого мышления и речи». В. А. Сухомлинский.
Сказка - это в первую очередь особая среда: через сказку ребенок совершенствуется в языке. Образность и ритмичность сказки помогают малышу сосредоточить внимание на происходящих в ней событиях. Структура сказочного текста, построенная на повторах, помогает запоминанию.
Естественно, слушать сказку можно лишь в том случае, если в работу включается переживание и воображение. Но развитие памяти, внимания, речи и воображения всего лишь «побочные» следствия взаимодействия сказки и ребенка. То есть это развитие возможно лишь потому, что сказка близка ребенку по мироощущению и помогает ему решить фундаментальную психологическую задачу адаптации к реальности. Сказка помогает ему обрести эмоциональный комфорт и примирится с окружающим его непонятным и часто пугающим миром.
Что обнаруживает для себя маленький ребенок в той или иной народной сказке? Именно сказка приобщает ребенка к миру искусства: учит понимать и любить художественное слово, видеть прекрасное в живописных полотнах, слушать музыку. Заинтересовать, привить любовь к искусству можно в том случае, если родители сами хорошо разбираются в ней, на чем сделать акцент. Существует множество методической литературы, о том, как знакомить ребенка с жанром сказки. Что же должен знать родитель об этом жанре, каким материалом в области искусства владеть?
Сказка – эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов.
Сказочные истории носят фантастический характер, но они не являются обычной фантазией сказателя.
Феномен сказки, ее очарование в по - особому организованном повествовании, в использовании сказочных формул, символической образности. Фольклорная сказка обладает тремя признаками: устная форма бытования сказки не записывались, а передавались от сказателя к сказателю в устной форме; коллективное авторство у сказки нет конкретного автора, каждый сказатель привносил в сюжет, что то свое. Поэтому существует несколько вариантов сказки; анонимность, мы не можем назвать фамилии и имена людей, придумавшие сказочные сюжеты.
Сказочные формулы – ритмизованным прозаическим фразам: «Жили – были….», «В некотором царстве, в некотором государстве….», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». «И я там был, мед пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»;
Фольклорная сказка имеет внутри жанровые разновидности. В науке о сказке существует проблема классификации сказочных жанров. В «сравнительном указателе сюжетов восточнославянская сказка», созданном на основе систематизации сказок народов мира, представлены следующие жанры сказочного фольклора :
• сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах;
• легендарные сказки;
• новеллистические (бытовые) сказки;
• небылицы;
• кумулятивные сказки;
• докучные сказки.
В сказках о животных – сюжеты занимают комическое повествование о проделках животных. Сказки о животных самые древние, в этот период человек еще обожествлял животных, черпал у них силы.
В бытовых сказка происходят чудесные события (в качестве главного героя действует человек). Герой бытовой сказки – представитель народной среды, борется за справедливость. Эти сказки повествует о ловких, умных и мудрых советчиках).
Тысячи лет сказка накапливала духовный опыт русского народа. Оказывала влияние чудодейственной силы на человеческую душу. Воспитывала. Помогала становится мудрее.
Что приобретает ребенок, когда родители ему читают? В «совместном» чтении как минимум – четыре преимущества.
Во-первых, пока вы ему читаете, ваше чадо фантазирует, создает зримый сказочный мир, в котором живут герои звучащей для него книги. Между тем, развитие фантазии есть важнейшая ступень на пути становления творческой личности. Если у вас не получается читать часто, то хорошим подспорьем вам могут стать кассеты с аудиозаписями сказок, рассказов, пьес.
Во-вторых, когда вы читаете, вы учите ребенка слушать. Слушать долго и не прерывать читающего. Слушать внимательно и вдумчиво.
В-третьих, когда вы читаете, вы проводите время с вашим сыном или дочерью, которое вам потом возвратится. У вас с ребенком общий интерес и совместное дело.
В-четвертых, когда вы читаете, у ребенка формируется слуховая память, он начинает хорошо запоминать со слуха.
Гуляя с ребенком, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребенка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной. Тогда чтение становится желанным и ожидаемым. В течение дня это счастливое время: всегда найдется 15-20 минут, чтобы спокойно почитать ребенку. В режиме необходимо выделить определенное время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.
Формируя круг чтения на каждый период развития ребенка, выбирайте книги, которые наполнят его рост открытиями и радостными переживаниями.
Выбирая книги для своего ребенка, исходите из его развития, помня, что все индивидуально.
Дошкольник не читатель, а слушатель книг и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемому громкому чтению. Воспитывайте у детей вдумчивое отношение к книге, а что это значит – хорошо видно из слов великого К. Ушинского: «Необходимо приучать детей слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное.»
Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям уважительно. Читайте детям неторопливо, старайтесь передать музыку ритмической речи.
Помните – ребенок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.
Однако именно большие повествовательные тексты создают возможные миры с целостной цепью событий, происходящих с персонажами, временно-причинными связями, зависимостью поведения персонажей от изменяющейся обстановки и внутренних психологических мотивов. Такого рода сложные повествовательные последовательности позволяют ребенку открывать для себя широкий спектр возможных моде лей поведения и переживания в различных меняющихся обстоятельствах, осваивать ценностные установки, принятые в человеческом обществе.
Практикуйте такие чтения, когда ребенок уже может, полюбив героев, войти в их мир.
Читайте детям вслух не только все дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником, выбирая для этого такие книги, с которыми ему самому не справиться.
В целом, в возрасте 5 — 6 лет в программу для чтения непременно включают произведения, которые детям были знакомы ранее. Обязательно должны быть книги разных жанров, включая фольклор. При этом для детей Российской Федерации делается упор на творчество русского народа и дополнительно малых народов.
Перед чтением и по его окончании следует заострить внимание детей на авторе и на жанре произведения, чтобы малыши начинали ориентироваться в море литературы. В этом возрасте у детей уже могут появляться любимые авторы и предпочитаемые жанры. В программы для чтения входят произведения, подлежащие заучиванию наизусть и чтению по ролям. По мнению педагогов дети к 7-ми годам должны уметь: разбираться в жанрах художественных произведений (стихи, проза, песенки и заклички, фольклорные сказки и сказки писателей и поэтов, рассказы, называть имя любимого писателя, название полюбившейся сказки или рассказа, знать 2 — 3 стихотворения наизусть (можно с напоминанием первых строчек, уметь драматизировать сказки и выражать голосом эмоции главных героев произведения, уметь читать по ролям.
Для чтения по ролям можно посоветовать следующие книги для детей
5 — 6 лет:
Ю. Владимиров «Чудаки»
С. Городецкий «Котенок»
В. Орлов «Ты скажи мне, реченька…»
Э. Успенский «Разгром»
Из фольклора одна из программ рекомендует такие песенки и заклички, как:
«Как на тоненький ледок…»
«Николенька гусачок…»
«Ты, мороз, мороз, мороз…»
«Божья коровка…»
«Дождик, дождик, веселей»
Из русских народных сказок можно посоветовать :
«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин» в обработке О. Капицы
«Крылатый, мохнатый да масляный» в обработке И. Карнауховой
«Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка» в обработке М. Булатова
«Финист — Ясный сокол» в обработке А. Платонова
«Хаврошечка» в обработке А. Н. Толстого
«Рифмы» пересказ Б. Шергина
«Никита Кожемяка» в обработке А. Н. Афанасьева
«Докучные сказки»
Рекомендации из сказок и песенок народов мира:
«Гречку мыли» в обработке Ю. Григорьева в переводе с литовского
«Друг за дружкой» (рекомендуется для чтения в сокращенной варианте) в обработке Н. Гребнева в переводе с таджикского
«Веснянка» в обработке Г. Литвака в переводе с украинского
«Дом, который построил Джек», «Старушка», в переводе С. Маршака с английского
«Счастливого пути!» в обработке И. Токмаковой в переводе с голланского
«Спляшем» в обработке И. Токмаковой в переводе с шотландского
«Кукушка» в обработке К. Шаврова в переводе с немецкого
«Как братья отцовский клад нашли» в обработке М. Булатова с молдавского
«Лесная дева» в переводе с чешского Б. Петровой
«Желтый аист» в переводе с китайскогоФ. Ярилина
«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» в переводе с индийского Н. Ходзы
«Чудесные истории про зайца по имени Лек» и сказки народов Западной Африки в переводе О. Кустовой и В. Андреева
«Златовласка» в переводе с чешского К. Паустовского
«Три золотых волоска Деда-Всеведа» в переводе с чешского Н. Аросьевой
На вооружение из стихов можно взять следующие книг для детей 5 — 6 лет :
«Колыбельная» В. Брюсов
«Первый снег» И. Бунин
«Котенок» С. Городецкий
«Береза», «Черемуха» С. Есенин
«Летний дождь» А. Майков
«Зеленый шум» (в сокращенном варианте) Н. Некрасов
«Встреча зимы» И. Никитин
«Зимний вечер» (в сокращенном варианте, отрывок из поэмы «Евгений Онегин»«Уж небо осенью дышало…» А. С. Пушкин
«Мой садик» А. Плещеев
«Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» (в сокращенном варианте) А. К. Толстой
«Воробей» И. Тургенев
«Зима недаром злится» Ф. Тютчев
«Кот поет, глаза пришуря…» А. Фет
«У кроватки» М. Цветаева
«Волк» С. Черный
«Жадина» Я. Аким
«Веревочка» А. Барто
«Про сома», «Собачкины огорчения», «Приятная встреча» Б. Заходер
«Сундук», «Лошадь» В. Левин
«Пудель», «Почта» С. Маршак
«Веселые чижи», «Уж я бегал, бегал, бегал…» Д. Хармс
«Домик с трубой» Ю. Мориц
«Бесконечные стихи», «Совет» Р. Сеф
«Мирная считалка» М. Яснов
Из стихов, которые дети могли бы выучить наизусть педагоги рекомендуют следующее:
«По дубочку постучишь…» (Русская народная песня)
«Весенняя гостья» И. Белоусов
«Посидим в тишине» Е. Благинина
«Мамин день» Г. Виеру в переводе с молдав. Я. Акима
«Пять маленьких щенят» С. Городецкий
«Поезжай за моря-океаны» М. Исаковский
«Мирная считалка» М. Карем в переводе с французскогоВ. Берестова
отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…» А. Пушкин
«Осень наступила.» А. Плещеев
«Вот моя деревня» И. Суриков
Из рассказов и глав из повестей можно предложить такой список:
главы из «Малыш и Жучка» В. Дмитриева
«Лев и собачка», «Прыжок», «Косточка» Л. Толстой
«Кот на велосипеде» С. Черный
«Горбушка» Б. Алмазов
«Не обижать Жаконю» М. Борисова
главы из повести «Чук и Гек» А. Гайдар
«Я спас Деда Мороза» С. Георгиев
«Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» В. Драгунский
«Как я ловил человечков», «Белый домик» Б. Житков
«Жадный Чик и кот Васька» Ю. Казаков
«Кроха» М. Москвина
«Живая шляпа» Н. Носов
глава из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»«Большая стирка», «Буква «ты» Л. Пантелеев
«Кот-ворюга» К. Паустовский
«К морю», «Пингвиний пляж», «Отважный пингвиненок» Г. Снегирев
Рекомендуемые литературные сказки :
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. Пушкин
«Крупеничка» Н. Телешов
Главы из сказки «Домовенок Кузька» Т. Александрова
«Серебряное копытце» П. Бажо
«Сова» В. Бианки
Главы из сказки «Волшебник Изумрудного города» А. Волков
«Серая звездочка» Б. Заходер
«Цветик-семицветик» В. Катаев
«Сказка про трех пиратов» А. Митяев
«Кот, который умел петь» Л. Петрушевская
«Как лягушку продавали», «Небылицы в лицах», «Смеянцы» Г. Сапгир
Книги для детей 5 — 6 лет поэтов и писателей зарубежных стран
«На Горизонтских островах» Я. Бжехва в переводе с польского Б. Заходера
«Баллада о королевском бутерброде» А. Милн, в переводе с английского С. Маршака
«Шумный Бабах» Дж. Ривз в переводе с английского М. Бородицкой
«Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» Ю. Туви в переводе с польского С. Михалкова
«Про летающую корову» В. Смит в переводе с английского Б. Заходера
«О том, у кого три глаза» Д. Чиарди в переводе с английского Р. Сефа
«Слоненок» Р. Киплинг в переводе с английского К. Чуковского, стихи в переводе с английского С. Маршака
главы в сокращении из сказочной повести «Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен в переводе со шведского Л. Лунгиной
главы из сказки «Господин Ау» X. Мякеля в переводе с финского Э. Успенского
главы из сказки «Маленькая Баба Яга» О. Пройслер в переводе с немецкого Ю. Коринца
отрывок из «Сказок, у которых три конца» «Волшебный барабан» Дж. Родари в переводе с итальянского И. Константиновой
«О самом последнем в мире драконе» Т. Янссон в переводе со шведского Л. Брауде и глава из сказки «Шляпа волшебника» в переводе В. Смирнова
Сказка – дает первые уроки нравственности, формирует представление о добре и зле; о дружбе, взаимопомощи, доброжелательности. Учит жизни, вселяет веру в то, Тема урока: «Сочиняем сказу сами»
Цель урока: - Развивать внимание, воображение учащихся по написанию сказки.
Задачи урока: - учить сравнивать, обобщать, делать выводы;
• - формировать умения работать в группах, ставить общие цели, планировать совместную деятельность, слушать друг друга;
• - развивать фантазию, воображение, творческие способности, речь, память, мышление; - воспитывать любовь к чтению, сказкам, природе.
• Планируемые результаты урока:
• - проявлять интерес к сказке и её героям, позитивное отношение к чтению сказок, желание создать (написать) собственную сказку.
• Метапредметные:
• Познавательные умения:
• - определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение; - определять виды сказок и обосновывать своё мнение;
• - определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;
• - использовать приобретённые знания и умения при сочинении собственной сказки. Регулятивные умения:
• - выполнять учебное задание, используя алгоритм;
• - осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении задания. Коммуникативные умения:
• - излагать понятно основное содержание сказки, используя план;
• - учитывать разные мнения и стремиться к учебному диалогу;
• Предметные:
• - выделять главную мысль произведения под руководством учителя;
• - характеризовать героев произведения на основе его намерений и поступков; Основные понятия: жанр (сказка, виды сказок, структура сказки, герой сказочного текста, собиратели русских народных сказок.
Оборудование: - иллюстрации сказок, выставка книг со сказками, герои сказок, план сказки. сказочных персонажей - портреты писателей – сказочников : А. С. Пушкина, Г. Х. Андерсена, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака и т. д. - музыкальное сопровождение из кинофильма «Красная шапочка»,
Форма проведения урока: комбинированный.
Урок проведен по технологии развивающего обучения.
1. Организационный момент - Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся в страну, где…. (звучит музыка, учитель читает стихотворение)
Мы с хорошей сказкой неразлучны, Ну, а песен в сказке — до небес! Вы представляете, как бы было скучно, Если б не было ни песен, ни чудес.
- Мы отправимся в страну, где живут сказки. Но не простые сказки, а сказки, которые вы сами сочините, поэтому нам нужно подготовиться к творческому процессу создания сказки.
2. Актуализация знаний - Как вы думаете, от какого слова образовалось слово «сказка»? (Помощь детям в ответе. От существительного «складка» (вымысел, от глагола «складывать»).
- Вы любите сказки? Какие? Вы любите больше их читать, слушать, смотреть? Что их объединяет сказки? ( Ответы детей: фантазия)
- Что такое фантазия? Это воображение, причуда, вымысел, то, чего нет на самом деле в жизни.
- На какие жанры делятся сказки? Назовите главных героев сказок о животных? - Назовите героев бытовых сказок? - Приведите примеры этих сказок? - Назовите героев волшебных сказок?
- Чем сказки отличаются от рассказов?
( Ответы детей: волшебство, превращения)
- Как вы думаете, почему сказочные существа помогают героям?
Если дети затрудняются ответить учитель приводит пример из сказок. (по щучьему велению, гуси - лебеди)
- В сказках есть положительные и отрицательные герои. Назовите их. (Ответы детей.) В сказках также присутствуют и волшебные предметы, которые помогают героям. Это одно из магических средств передвижения по воздуху. ( Дети отвечают: Ковёр самолёт) Эта вещь, обладающая волшебным свойством делать невидимым того, кто её надевает. (Шапка – невидимка). Надевший эту вещь получает способность передвигаться семимильными шагами. (сапоги – скороходы) Эта вещь способна накормить и напоить. (Скатерть самобранка) Это оружие магического действия, придававшая владельцу непобедимость (меч – кладинец)
- Как вы понимаете слова А. С. Пушкина о волшебной сказке : «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Используя какие признаки, можно доказать, что перед нами сказка? Какими частями начинается и заканчивается сказка? (Зачин, концовка.) - Какие приёмы объединяют известные вам сказки? (Повторы, магические числа, многие герои совершают ошибки, а потом их исправляют)
3. Физкультминутка. - Поработали, ребятки! А теперь – все на зарядку!
Солнце глянуло в окошко, Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, Наклониться, три — четыре, И на месте поскакать — пять.
4. Выявление места и причины затруднения - Вы любите слушать, читать, смотреть, а сочинять сказки вы пробовали? А как это делать вы знаете? - Оказывается, учёные, изучающие устное народное творчество, открыли законы построения сказок. Наблюдая за сказочными героями, легко понять, что события в сказке развиваются по своим, особым законам. Как правило, герой оказывается в сложной ситуации, так как нарушает какой-либо запрет, («Не пей из лужицы, козленочком станешь»). Затем герой предпринимает все возможное, чтобы выйти из сложившегося положения. В этом ему помогают другие герои и предметы. Далее герои преодолевают все выпавшие им испытания. Зло в сказке бывает побеждено, Добро обычно торжествует. Законов построения сказки много. Существует более 30 моментов, которые составили определенную схему. - Сейчас мы построим «терем - сказку» из «брусочков». Это будут названия частей сказки. Учитель вывешивает названия частей сказки на доске в форме прямоугольников. Сказка : 1. Отлучка 2. Запрет 3. Нарушение запрета 4. Герой покидает дом 5. Приключение героя 6. Спасение героя 7. Волшебные превращения 8. Счастливый (или неожиданный конец) - за едой, к соседке, - не выглядывать из гнезда, - не находится на краю гнезда, - самостоятельно - по желанию - по глупости - улетает - выпадает, - уносят - улетает от кошки - страдает от рогатки хулигана - ученики 3 –б класса - просто ребята - превращение в человека - возвращение домой, - учёба в школе.
5. Реализация построенного проекта.
1). Коллективное составление сказки.
- Героем нашей сказки будет птичка - воробышек. Вот как он выглядит (рисунок). Он живёт в вашем городе. Учащиеся по каждой части сказки предлагают свои варианты развития событий. Учитель всё это записывает на доске против каждой части «брусочек». Примерный текст. «Жила-была мама-воробьиха. Вывелись у неё птенцы. Каждый день она улетала за кормом, а птенцы оставались одни. Однажды воробушек Андрюша (Чив и т. д.) захотел посмотреть из гнезда на мир, высунулся на самый краешек и выпал из гнезда. Внизу его караулил коварный рыжий кот Васька. Наш птенец чудом уцелел. Его спасли ребята из 3 –б класса. Они прогнали кота. В другой раз ему поранил крыло мальчишка-хулиган из соседнего двора. Он целился в воробья из рогатки. Девочка Алёна отнесла воробышка к себе домой. Вылечила его и отпустила на волю. Питался он в птичьей столовой, которую смастерили ученики. Как - то воробей прилетел на подоконник школы. Ему понравилось, о чём говорили дети на уроках. Так, постигая школьную грамоту, узнал, что в слове «воробей» есть сочетание –оро-, что птицы, кроме хлебных зёрен и крошек, могут питаться и букашками, червяками, семенами. Но однажды его заметил директор. «Непорядок!»- воскликнул он. Затем, взмахнув указкой трижды, произнёс волшебные (магические) слова: Чики-чики-брик! Садись за парту! Прыг! И наш воробей превратился в ученика Воробьёва Андрея. Учился хорошо, только непослушный вихрастый чуб и задиристый характер напоминали о его прошлом…» Вам понравилась сказка?
2). Работа в группах - А теперь поработайте в группах. Сочините сказку о тех предметах, которые вас окружают. Сейчас они лежат на парте. Это ручка, карандаш, книга, дневник, линейка. Представители групп выходят к доске и рассказывают. Совет. Поддержать каждого аплодисментами. Оценивание ребят за смелость, активность, интересные творческие находки.
6. Подведение итогов - Понравились ли вам сказки, ваших товарищей? Чем? - Чтобы вы советовали изменить в сочиненных сказках? - Легко ли сочинять сказки? – Чему научились? – Как вы думаете, нужны ли сказки в наше время? Спасибо всем за интересную работу!
7. Рефлексия «Букет настроения»
- Давайте составим букет из цветов и поставим его в вазочку. Каждый ребенок выбирает на полянке цветок соответствующего цвета (красный — есть проблема, желтый — нужна помощь, зеленый — все хорошо). Преобладающий цвет букета, покажет степень положительных результатов деятельности.
8. Домашнее задание
- Написать сказку об овощах : лук, картофель, свекла, капуста, помидор, морковь.
что правда восторжествует над ложью.