Анна Саватеева
Консультация для родителей «Почему мой ребенок боится»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Почему мой ребенок боится»
Здравствуйте, уважаемые родители!
Почти у каждой мамы, бабушки возникала ситуация, когда она понимала, что ее ребенок чего-то боится или не хочет куда-либо идти из боязни перед неизвестностью, например, идти один в свою комнату, чтобы лечь спасть, идти к педиатру или к медсестре, чтобы ему сделали прививку…
Да и что говорить, мы и сами испытываем страх перед кем-либо или чем-либо, хотя мы уже большие!
Публикация «Консультация для родителей „Почему мой ребенок боится“» размещена в разделах
Сам по себе страх–это естественное чувство, основанное на инстинкте самосохранения. Однако, если его подкреплять, что зачастую делают родители, воспитатели, стараясь предостеречь или присечь непослушание ребенка, то чувство страха может стать в сознании ребенка навязчивым и серьезно нанести вред маленькой личности, благодаря чему человек впоследствии не может жить полноценно и нередко теряет вкус к жизни. А бывает, что дети страдают отсутствием внимания со стороны взрослых и потому довольно часто страдают различными фобиями. Они постоянно смотрят телевизор или не покидают компьютер, которые им включают взрослые, дабы занять своих чад чем–либо, чтобы те не мешали заниматься делами и прочим. В итоге, в детском сознании поселяются ужастики и разнообразные монстры. Одним словом, негативные образы, травмирующие детскую душу.
Чувство страха также знакомо детям и из благополучных семей, где присутствует гиперопека над ребенком. Во множестве случаев, это единственный, долгожданный ребенок и в семье, которого берегут как хрустальную вазу.
В семье, где доминирующую позицию занимает мать, тоже ребенку свойственны страхи, например, он подсознательно олицетворяет маму с Бабой Ягой. То же самое происходит и когда отец в семье проявляет агрессию, ребенок ассоциирует его с злым волком.
Страх–это эмоциональное состояние. Тревога–это предверие опасности, состояние беспокойства. В страхе и тревоге есть общий компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т. е. восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Апофеоз страха и тревоги–это ужас.
Природные, внутренние, социальные. В самом общем виде: ситуативный и личностный. А также: реальный и воображаемый, острый, хронический, пространственный страх, страх перед болезнями, смертью (танатофобия). Самый сложный и тяжелый страх перед страхами, невротические, возрастные, паталогические.
Как в процессе становления человечества менялись присущие человеку страхи, так направленность детских страхов изменяется по мере взросления ребенка.
Первый страх–страх рождения. Беспокойство, испытываемое женщиной во время беременности является первым опытом беспокойства у ребенка. Во второй половине беременности интенсивно развивается кровеносная система плода и он получает через плаценту и пуповину гормонально опосредованную порцию беспокойства всякий раз, когда мать находится в состоянии тревоги. при эмоциональном стрессе у матери во время беременности отмечается большая вероятность преждевременных родов, а также различных нарушений родовой деятельности, если роды и протекали в срок. В последнем случае чаще встречается слабость родовой деятельности, признаки гипоксии (недостаток кислорода) и асфиксии (удушье ребенка, когда возникает необходимость ряда вспомогательных мероприятий. Такие детки легко возбудимы, пугливы. В зарубежных роддомах ребенка после рождения сразу прикладывают к груди матери, иногда практикуют теплые ванны с температурой воды как у мамы внутри, спокойную музыку или мамин голос, записанный на пленку.
Немаловажно, чтобы супруги понимали, что период беременности не самое лучшее время для: сомнений в целесообразности рождения малыша, сдачи экзаменов и дипломных работ, выяснения отношений и принятия на себя повышенных обязательств.
Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, так и ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочных персонажей, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. Эгоцентрические, основанные на инстинкте самосохранения, страхи дополняются социально опосредованными, затрагивающими жизнь и благополучие других людей.
Большинство исследователей полагают, что о настоящем страхе у детей можно говорить только с 6 месяцев, так как страх требует определенного когнитивного развития, включая способность к прогнозированию, испытанной однажды, опасности. Однако, следует отметить, что повышенное беспокойство у детей первых месяцев жизни возникает в случае неудовлетворенности жизненно важных потребностей в пище, сне, активности, освобождении кишечника, то есть в том, что определяет физический и эмоциональный комфорт младенца. В возрасте 2 месяцев появляется не только комплекс оживления, но и пока еще слабо выраженное и беспокойство (при отсутствии матери).
Начиная со второго года жизни постепенно растет, становясь значительным страх наказания со стороны родителей, который обуславлен возросшей активностью детей и запретами со стороны взрослых: страхи животных, разлуки с мамой, один в темноте (одиночества при засыпании, воды, врачей–негативный опыт общения в первую очередь взрослых с мед. работниками и связи с болевыми ощущениями. В 2–летнем возрасте может появится фобия, заключающаяся в страхе перед злым волком: резкое, агрессивное поведение отца, его угрозы и наказания.
Если ребенку 3 года, то подобный страх перед волком, перед его зубами, символизирующими укус, может быть особенно силен. Ведь именно в этом возрасте дети четко осознают, что они бояться боли, крови и уколов.
Как только ребенок достигает 2летнего возраста, родителям нужно быть более осмотрительными и внимательными к малышу. К 2 годам происходит осознание ребенком своего «я», различия между мальчиками и девочками, взрослым–ребенком и родителем, чувства семьи. Формирование подобных психологических понятий возможно только в благоприятных семейных условиях, при эмоциональном контакте и взаимопонимании с обоими родителями при отсутствии постоянных семейных конфликтов.
В 3– 5 лет: боязнь замкнутого пространства–причина–многочисленные запреты взрослых, формирующие в сознании взрослых своего рода замкнутого пространства вокруг него. Боязнь смерти: постепенно осознавая конечность жизни, нападения бандитов, огня и пожара, болезней и операции. В этом возрасте пик страхов. Поэтому именно тогда можно проводить коррекционную работу.
В 5– 6 лет: катастрофы, стихийные бедствия, войны, нападения хулиганов. Чувство незащищенности порождает чувство страха смерти
В 6–7 лет– повышенная мнительность: «А если я не буду красивой?»
В 7 лет– «А мы не опоздаем»–сомнения, тревога.
Страхи можно устранить и родным, если они–жизнерадостные люди, уверены в себе и своих силах, знают половые особенности ребенка. Тревожные ожидания малыша нельзя подкреплять, а рассеять их можно спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением. Не подпитывать мнительность, переключая внимание ребенка на подвижные игры, интересные занятия, порой добиваясь его утомления, когда думать о грустном ну просто не останется сил.
В нашей психолого-педагогической деятельности применяются такие приемы коррекции как сказкотерапия, игротеарпия, арт-терапия, включая такую нетрадиционную технику, как рисование песком.
Сказкотерапия –это сказки или рассказы о том, как их герои преодолевали свои страхи и как иногда эти страхи помогали главным героям. Можно рассказать своему ребенку как Вы чего-то боялись и что Вы сделали, чтобы прогнать свой страх.
Игротерапия-это игры с ребенком, можно всей семьей на преодоление страхов у малыша. Например, игра «Напугай свой страх» (все члены семьи, включая и ребенка танцуют, поют и даже кричат или смеются, тем самым прогоняя страх).
Арт-терапия-устранение страхов или частичная коррекция посредством рисования. «Нарисуй свой страх и прогони»-ребенок рисует то, что его беспокоит, а затем взрослый вместе с малышом прячет этот листок в надежное место «под замок», либо разрывает рисунок и выбрасывает. Сюда можно включить рисование песком на специальном песочном столе с подсветкой: ребенок рисует свой страх, а затем стирает и рисует на его месте что-то хорошее, что может произойти вместо этого страха.
И не забывайте, дорогие родители, что Ваше поведение пример гораздо важнее всех вышеперечисленных, ведь ребенок считает Вас своим авторитетом и ему проще будет справиться со своими тревогами, если его будут окружать спокойные, уверенные в себе и в ребенке, любящие родители!