Анна Саватеева
Консультация для родителей «Почему мой ребенок боится»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Почему мой ребенок боится»
Здравствуйте, уважаемые родители!
Почти у каждой мамы, бабушки возникала ситуация, когда она понимала, что ее ребенок чего-то боится или не хочет куда-либо идти из боязни перед неизвестностью, например, идти один в свою комнату, чтобы лечь спасть, идти к педиатру или к медсестре, чтобы ему сделали прививку…
Да и что говорить, мы и сами испытываем страх перед кем-либо или чем-либо, хотя мы уже большие!
Темочки:
Сам по себе страх–это естественное чувство, основанное на инстинкте самосохранения. Однако, если его подкреплять, что зачастую делают родители, воспитатели, стараясь предостеречь или присечь непослушание ребенка, то чувство страха может стать в сознании ребенка навязчивым и серьезно нанести вред маленькой личности, благодаря чему человек впоследствии не может жить полноценно и нередко теряет вкус к жизни. А бывает, что дети страдают отсутствием внимания со стороны взрослых и потому довольно часто страдают различными фобиями. Они постоянно смотрят телевизор или не покидают компьютер, которые им включают взрослые, дабы занять своих чад чем–либо, чтобы те не мешали заниматься делами и прочим. В итоге, в детском сознании поселяются ужастики и разнообразные монстры. Одним словом, негативные образы, травмирующие детскую душу.
Чувство страха также знакомо детям и из благополучных семей, где присутствует гиперопека над ребенком. Во множестве случаев, это единственный, долгожданный ребенок и в семье, которого берегут как хрустальную вазу.
В семье, где доминирующую позицию занимает мать, тоже ребенку свойственны страхи, например, он подсознательно олицетворяет маму с Бабой Ягой. То же самое происходит и когда отец в семье проявляет агрессию, ребенок ассоциирует его с злым волком.
Страх–это эмоциональное состояние. Тревога–это предверие опасности, состояние беспокойства. В страхе и тревоге есть общий компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т. е. восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Апофеоз страха и тревоги–это ужас.
Природные, внутренние, социальные. В самом общем виде: ситуативный и личностный. А также: реальный и воображаемый, острый, хронический, пространственный страх, страх перед болезнями, смертью (танатофобия). Самый сложный и тяжелый страх перед страхами, невротические, возрастные, паталогические.
Как в процессе становления человечества менялись присущие человеку страхи, так направленность детских страхов изменяется по мере взросления ребенка.
Первый страх–страх рождения. Беспокойство, испытываемое женщиной во время беременности является первым опытом беспокойства у ребенка. Во второй половине беременности интенсивно развивается кровеносная система плода и он получает через плаценту и пуповину гормонально опосредованную порцию беспокойства всякий раз, когда мать находится в состоянии тревоги. при эмоциональном стрессе у матери во время беременности отмечается большая вероятность преждевременных родов, а также различных нарушений родовой деятельности, если роды и протекали в срок. В последнем случае чаще встречается слабость родовой деятельности, признаки гипоксии (недостаток кислорода) и асфиксии (удушье ребенка, когда возникает необходимость ряда вспомогательных мероприятий. Такие детки легко возбудимы, пугливы. В зарубежных роддомах ребенка после рождения сразу прикладывают к груди матери, иногда практикуют теплые ванны с температурой воды как у мамы внутри, спокойную музыку или мамин голос, записанный на пленку.
Немаловажно, чтобы супруги понимали, что период беременности не самое лучшее время для: сомнений в целесообразности рождения малыша, сдачи экзаменов и дипломных работ, выяснения отношений и принятия на себя повышенных обязательств.
Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, так и ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочных персонажей, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. Эгоцентрические, основанные на инстинкте самосохранения, страхи дополняются социально опосредованными, затрагивающими жизнь и благополучие других людей.
Большинство исследователей полагают, что о настоящем страхе у детей можно говорить только с 6 месяцев, так как страх требует определенного когнитивного развития, включая способность к прогнозированию, испытанной однажды, опасности. Однако, следует отметить, что повышенное беспокойство у детей первых месяцев жизни возникает в случае неудовлетворенности жизненно важных потребностей в пище, сне, активности, освобождении кишечника, то есть в том, что определяет физический и эмоциональный комфорт младенца. В возрасте 2 месяцев появляется не только комплекс оживления, но и пока еще слабо выраженное и беспокойство (при отсутствии матери).
Начиная со второго года жизни постепенно растет, становясь значительным страх наказания со стороны родителей, который обуславлен возросшей активностью детей и запретами со стороны взрослых: страхи животных, разлуки с мамой, один в темноте (одиночества при засыпании, воды, врачей–негативный опыт общения в первую очередь взрослых с мед. работниками и связи с болевыми ощущениями. В 2–летнем возрасте может появится фобия, заключающаяся в страхе перед злым волком: резкое, агрессивное поведение отца, его угрозы и наказания.
Если ребенку 3 года, то подобный страх перед волком, перед его зубами, символизирующими укус, может быть особенно силен. Ведь именно в этом возрасте дети четко осознают, что они бояться боли, крови и уколов.
Как только ребенок достигает 2летнего возраста, родителям нужно быть более осмотрительными и внимательными к малышу. К 2 годам происходит осознание ребенком своего «я», различия между мальчиками и девочками, взрослым–ребенком и родителем, чувства семьи. Формирование подобных психологических понятий возможно только в благоприятных семейных условиях, при эмоциональном контакте и взаимопонимании с обоими родителями при отсутствии постоянных семейных конфликтов.
В 3– 5 лет: боязнь замкнутого пространства–причина–многочисленные запреты взрослых, формирующие в сознании взрослых своего рода замкнутого пространства вокруг него. Боязнь смерти: постепенно осознавая конечность жизни, нападения бандитов, огня и пожара, болезней и операции. В этом возрасте пик страхов. Поэтому именно тогда можно проводить коррекционную работу.
В 5– 6 лет: катастрофы, стихийные бедствия, войны, нападения хулиганов. Чувство незащищенности порождает чувство страха смерти
В 6–7 лет– повышенная мнительность: «А если я не буду красивой?»
В 7 лет– «А мы не опоздаем»–сомнения, тревога.
Страхи можно устранить и родным, если они–жизнерадостные люди, уверены в себе и своих силах, знают половые особенности ребенка. Тревожные ожидания малыша нельзя подкреплять, а рассеять их можно спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением. Не подпитывать мнительность, переключая внимание ребенка на подвижные игры, интересные занятия, порой добиваясь его утомления, когда думать о грустном ну просто не останется сил.
В нашей психолого-педагогической деятельности применяются такие приемы коррекции как сказкотерапия, игротеарпия, арт-терапия, включая такую нетрадиционную технику, как рисование песком.
Сказкотерапия –это сказки или рассказы о том, как их герои преодолевали свои страхи и как иногда эти страхи помогали главным героям. Можно рассказать своему ребенку как Вы чего-то боялись и что Вы сделали, чтобы прогнать свой страх.
Игротерапия-это игры с ребенком, можно всей семьей на преодоление страхов у малыша. Например, игра «Напугай свой страх» (все члены семьи, включая и ребенка танцуют, поют и даже кричат или смеются, тем самым прогоняя страх).
Арт-терапия-устранение страхов или частичная коррекция посредством рисования. «Нарисуй свой страх и прогони»-ребенок рисует то, что его беспокоит, а затем взрослый вместе с малышом прячет этот листок в надежное место «под замок», либо разрывает рисунок и выбрасывает. Сюда можно включить рисование песком на специальном песочном столе с подсветкой: ребенок рисует свой страх, а затем стирает и рисует на его месте что-то хорошее, что может произойти вместо этого страха.
И не забывайте, дорогие родители, что Ваше поведение пример гораздо важнее всех вышеперечисленных, ведь ребенок считает Вас своим авторитетом и ему проще будет справиться со своими тревогами, если его будут окружать спокойные, уверенные в себе и в ребенке, любящие родители!