Юлия Паначева
Консультация для родителей «Предупреждение дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Частичное расстройство процессов письма обозначают термином дисграфия. Оно обусловленно отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо. Эти нарушения наблюдаются в связи с органическими поражениями головного мозга (травмы, опухоли, нарушения мозгового кровообращения). У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры головного мозга чаще всего бывает связано с патологий беременности или родов у матери.
Публикация «Консультация для родителей „Предупреждение дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР“» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
Симптомы, по которым можно распознать дисграфию заключаются в специфических и повторяющихся ошибках на письме, не связанных с незнанием грамматических правил. Основная особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений. Чем можно объяснить появление в письме такого рода ошибок?
Письменная речь формируется только на основе устной, и между ними существует тесное взаимодействие. Основное назначение письменной речи состоит в том, чтобы как можно точнее передать устную речь. Для обеспечения такой возможности в языке имеется целая система письменных знаков-букв, каждый из которых соответствует вполне определенному звуку устной речи. Поэтому в процессе письма мы должны каждый слышимый, или мысленно представляемый, звук речи обозначить нужной буквой, строго сохраняя к тому же их последовательность. Только при этом условии записанное в виде буквенных знаков слово при чтении может быть вновь переведено в последовательность звуков и узнано.
Актуальность и социальная значимость данной работы подтверждается значительным ростом количества учащихся - дисграфиков. Виды дисграфии.
1. Артикуляторно – акустическая. Ребёнок, имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на своё неправильное произношение, фиксирует его на письме. Другими словами, пишет так, как произносит.
2. Акустическая. Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам: звонкие – глухие (Б – П, В – Ф, свистящие – шипящие (С – Ш, З – Ж, аффрикаты и компоненты входящие в их состав (Ч – Щ, Ч – ТЬ, Ц – С) Также проявляется в неправильном обозначении мягкости на письме: «писмо», «лубит», «больит».
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Пропуски букв и слогов, перестановка букв и (или) слогов; недописывание слов, написание лишних букв в слове, повторение букв и (или) слогов, контоминация – в одном слове слоги разных слов, слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.
4. Аграмматическая связана с недоразвитием грамматического строя речи («красивый сумка», «весёлые день»).
5. Оптическая. Недостаточная сформированность зрительно – пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
Пути коррекции: графические диктанты (рисование по клеточкам)
списывание слов, написанных разным шрифтом, разным размером и цветом,
конструирование букв из палочек, пластилина, шнуровок, наждачной бумаги,
письмо букв в воздухе, на доске мокрой кисточкой,
регулярное применение упражнений для развития ВПФ,
дидактические материалы тетрадей и альбомов.
В своей работе я использую альбом по развитию навыков письма, авторы: Н, А, Ткаченко, М, П. Тумановская. Альбом очень яркий, интересный детям. Ребята в игровой форме учатся проводить дорожки, соединять точки, дорисовывать предметы. Затем дети знакомятся с буквой: учатся находить правильно написанную букву, обводить по контуру, затем писать самостоятельно Виды дисграфии.
1. Артикуляторно – акустическая. Ребёнок, имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на своё неправильное произношение, фиксирует его на письме. Другими словами, пишет так, как произносит.
2. Акустическая. Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам: звонкие – глухие (Б – П, В – Ф, свистящие – шипящие (С – Ш, З – Ж, аффрикаты и компоненты входящие в их состав (Ч – Щ, Ч – ТЬ, Ц – С) Также проявляется в неправильном обозначении мягкости на письме: «писмо», «лубит», «больит».
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Пропуски букв и слогов, перестановка букв и (или) слогов; недописывание слов, написание лишних букв в слове, повторение букв и (или) слогов, контоминация – в одном слове слоги разных слов, слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.
4. Аграмматическая связана с недоразвитием грамматического строя речи («красивый сумка», «весёлые день»).
5. Оптическая. Недостаточная сформированность зрительно – пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
Пути коррекции: графические диктанты (рисование по клеточкам)
списывание слов, написанных разным шрифтом, разным размером и цветом,
конструирование букв из палочек, пластилина, шнуровок, наждачной бумаги,
письмо букв в воздухе, на доске мокрой кисточкой,
регулярное применение упражнений для развития ВПФ,
дидактические материалы тетрадей и альбомов.
В своей работе я использую альбом по развитию навыков письма, авторы: Н, А, Ткаченко, М, П. Тумановская. Альбом очень яркий, интересный детям. Ребята в игровой форме учатся проводить дорожки, соединять точки, дорисовывать предметы. Затем дети знакомятся с буквой: учатся находить правильно написанную букву, обводить по контуру, затем писать самостоятельно