МААМ-картинки

Консультация для родителей по развитию речи у детей 5 лет

Наталья Гарифуллина
Консультация для родителей по развитию речи у детей 5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей по развитию речи у детей 5 л ет.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.

Публикация «Консультация для родителей по развитию речи у детей 5 лет» размещена в разделах

К 5-6 годам - словарный запас ребенка составляет примерно 3000 слов.

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, ребёнок способен до конца выслушивать ответы взрослых.

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической ре-чью. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако не все еще могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рас-сказа.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук, называть первый гласный звук в слове. К концу пятого года в норме дети овладевают произношением всех звуков родного языка. Однако в последние годы заметно выросло количество детей, которые в этом возрасте неправильно произносят свистящие, шипящие и сонорные звуки, а некоторые ещё и более простые звуки.

Рекомендации:

Постоянно следить за своей речью: говорите неторопливо, отчетливо и внятно, не в коем случае не искажая звуков так, как произносит их ребенок. Нечёткая торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребёнка. Он будет пропускать звуки, проглатывать» окончания слов.

При ошибке следует поправлять ребенка, но делать это надо без упрека и насмешек, а путем медленного произношения слов, выделяя голосом неправильно произнесенный звук. Если и при повторении правильное произношение звука у ребенка не получается, то не следует сразу заострять на этом внимание, попытайтесь вернуться к этому звуку через некоторое время в игровой ситуации. Если же изъяны произношения не устраняются, то следует обратиться за помощью к специалисту.

Следует помнить, что дефекты речи, не устраненные в дошкольный период, нередко остаются и на всю жизнь и могут по-влиять на успеваемость в школе (трудности чтения и письма, выбор профессии, для которых качество произношения звуков имеет важное значение. Исправлять искаженное произношение звуков в дошкольном возрасте значительно легче, чем в школьные годы, т. к. у ребенка-дошкольника ещё недостаточно закреплены навыки ошибочного воспроизведения звуков и, при отсутствии каких- либо серьезных отклонений в строении речевого аппарата, устранить их возможно и тем самым избежать серьезных проблем.

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, полу-чал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко про-износить звуки, интересно рассказывать.

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - мало полезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Итак, вы взяли, например, … яблоко.

Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д.).

Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.

А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.

Следующая игра будет называться «Вспомни сказку» (В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др.) За правильный ответ можно заслужить целое яблоко.

А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой - игра с союзом А - «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, А второе - красное; одно сладкое, А другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, а у второго - белые и т. д.)

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить не-сколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимания.

Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «прорыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты.

Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.

Практически на любом наглядном материале, окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.

Таким образом, родители должны ежедневно заботиться о развитии речи своих детей. Никакие гаджеты не могут заменить ребёнку общение со взрослым. Любите детей, играйте с ними, проводите совместно больше времени. Успехов вам!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2–3 лет» «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет». Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок.

Консультация для родителей «Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей» СОТРУДНИЧЕСТВО ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ ДЕФЕКТОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ. Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении в огромной.

Консультация для родителей о развитии речи детей 4–5 лет Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности.

Консультация для родителей по развитию речи детей раннего возраста 1. Разговаривая с ребенком, следите, чтобы ваша речь была четкой, грамотной, простой и выразительной. 2. Исправляйте все ошибки в речи вашего.

Консультация для родителей по развитию речи на тему «Как развивать речь детей 4–5 лет» Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные.

Консультация для родителей по развитию у детей навыков связной речи «Учим ребёнка пересказывать» Уважаемые родители! Одной из главных задач речевого развития дошкольников является задача развития связной речи. Большую роль в формировании.

Консультация для родителей «Профилактический подход к работе по развитию речи у детей раннего возраста» Ранняя предупреждающая помощь детям обусловлена возрастающей ценностью раннего возраста как сензитивного периода для становления высших.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 3–4 лет» Консультация для родителей «Развитие речи детей 3-4 лет» Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 2–3 лет» Развитие речи детей 2-3 лет. Норма речевого развития от 2 до 3 лет Ребнок знает названия многих предметов и действий, производимых.

Консультация для родителей «Развитие речи у детей 3–4 лет» Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь.

Автор публикации:
Консультация для родителей по развитию речи у детей 5 лет
Опубликовано: 3 ноября 2019 в 15:18
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей по развитию речи у детей 5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гарифуллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД