МААМ-картинки

Консультация для родителей по нейропсихологии

Ярослава Толкун
Консультация для родителей по нейропсихологии
▼ Скачать + Заказать документы

Что такое нейропсихология?

Нейропсихология - наука о взаимосвязи психических процессов (память, внимание, мышление, речь) с работой головного мозга, правого и левого полушария.

Основоположник отечественной нейропсихологии –

Александр Романович Лурия.

Александр Лурия родился в Казани старшим ребёнком в семье врачей. Его отец — известный терапевт, впоследствии профессор Роман Альбертович Лурия занимался частной медицинской практикой; мать — Евгения Викторовна Лурия— была зубным врачом.

Темочки:

В довоенный период был активным участником международного научного процесса и активнейшим инициатором сближения советских и германо-американских исследователей гештальт-психологов

В июне 1941 года началась Великая Отечественная война, и уже с августа этого же года Лурия был назначен руководителем крупного нейрохирургического эвакогоспиталя на 500 коек в Челябинской области. В годы войны Лурия и группа его сотрудников (около 30 человек) организовали серию исследований и реабилитационную практику раненых с травмами головы, с локальными поражениями мозга, в частности, инновационную реабилитацию посредством трудотерапии. Этими исследованиями было положено начало развитие нейропсихологии. Его труд «основы нейропсихологии» переиздавался уже 8 раз и является базовым учебником студентов в медицинских вузах.

В области дефектологии развивал объективные методы исследования и коррекции детей с умственной отсталостью.

Работая с близнецами, доказал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) в меньшей степени.

В процессе исследований Лурия пришел к выводу, что

Головной мозг человека состоит из трех основных блоков, каждый из которых формируется на разных возрастных этапах развития.

I. Энергетический – формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса и бодрствования. Ребенок рождается с уже почти готовым 1-м блоком мозга на 75%.

II. Блок получения, переработки и хранения информации – формируется от 3 до 7-8 лет, отвечает за обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности.

III. Блок программирования, регуляции и контроля – формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 20-21 лет.

Формирование мозга похоже на строительство дома. Мозг, как и любая система, состоит из частей, которые взаимодействуют друг с другом. Т. е. если части нормально развиты и связи между этими частями правильно организованы, то система будет работать нормально. Если какая-либо часть недостаточно развита или между частями не налажены связи, то соответственно похоже на дом в котором есть комнаты, но забыли сделать двери между ними, комнат много, а зайти в них не получается, или нет окон и свет не провели.

Первый ФБМ – фундамент дома:

Первый блок обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования.

Формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса и бодрствования. Ребенок рождается с уже почти готовым 1-м блоком мозга на 75%.

Метафорический девиз этого уровня «Я Хочу»

Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга:

- истощаемость, утомляемость, вялость;

- эмоциональная неуравновешенность;

- это дети невротики, т. к. реагируют на любой стимул окружающего мира,

- аллергии в самых разнообразных проявлениях;

- повышенная частота заболеваний,

- гипо- или гипертонус;

- дети пишут «как курица лапой»,

- долго не могут научиться завязывать шнурки.

- двигательная неловкость;

- синкинезии - движения, присоединяющиеся к основным (движения языком во время письма);

- вычурные позы;

- дизартрии, дисграфии;

- сужение полей зрения, слабая конвергенция глаз.

Второй ФБМ - стены дома

Блок получения, переработки и хранения информации.

Формируется от 3 до 7-8 лет, отвечает за обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности.

Метафорический девиз этого уровня «Я Могу»

Признаки нарушений:

1. Трудности в переработке тактильной и кинестетической информации;

2. Трудности в переработке зрительной информации и трудности зрительно-пространственной ориентации;

3. Трудности в переработке слуховой информации;

Третий ФМБ

Блок программирования, регуляции и контроля.

Формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 20-21 лет.

Метафорический девиз этого уровня «Я Должен»

Признаки недостаточной сформированности 3 блока мозга

- Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения.

- У этих детей наблюдается тенденция к упрощению любой программы.

- Они не могут решать смысловых задач.

- В письме - это пропуски букв и недописывание слов, недоделывание упражнений.

- У этих детей крайне бедная речь.

1 цель коррекционных занятий: СТАБИЛИЗАЦИЯ И АКТИВАЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗМА.

- Общеукрепляющие мероприятия: прогулки, закаливание, режим дня.

- Дыхательные упражнения.

- Физкультура.

- Растяжки, релаксация.

- Глазодвигательный репертуар.

- Формирование и коррекция базовых сенсомоторных взаимодействий.

2 Цель коррекционных занятий: ФОРМИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

- Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы.

- Зрительный гнозис.

- Пространственные и «квазипространственные» представления.

- Пространственные схемы и диктанты.

- Конструирование и копирование.

- Логико-грамматические речевые конструкции (словесно-логическое мышление).

- Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы.

- Мнестические процессы (в том числе - межмодальный перенос).

- Номинативные процессы.

Остановимся на коррекции этого блока подробнее, это как раз тот возраст, на который мы непосредственно можем повлиять развивающими играми, увлекательными и полезными занятиями.

Коррекция нарушений функций второго функционального блока мозга.

Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы – у ребенка нарушается формирование представлений о своем теле, страдает развитие крупной и тонкой моторики, координации движений. Нарушение тактильного восприятия может выражаться в гипер– или гипосензитивности.

Для коррекции можно использовать следующие игровые наборы: Тактильное домино, доски Сегена, фигурки с разной поверхностью, «Волшебный мешочек», Бирюльки, и даже обыкновенные спички! Очень эффективна работа по плетению и вышивке. Игры с предметами, которые всегда есть в обиходе: с использованием карандаша с гранями, с прищепками, игры с пробками от бутылок, игры с сыпучими материалами (горох, фасоль, рис, гречка, пшено). Пальчиковые игры:

• со стихотворным сопровождением,

• с музыкальным сопровождением

Народные потешки и песенки

игры манипуляции: они развивают воображение - в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ

• Пальчиковый театр,

• Пальчиковые игры с элементами самомассажа кистей и рук

Зрительный гнозис – при нарушении зрительного гнозиса ребенок плохо опознает картинки или даже реальные предметы. Также возможны серьезные трудности при опознавании лиц знакомых людей. Работа начинается с того уровня, на котором ребенок успешно справляется с предлагаемыми ему действиями.

Для коррекции зрительного гнозиса (восприятия, узнавания, внимания) используется следующий наглядный материал: рисунки на слайде – разрезные картинки, чего не хватает, какого фрагмента не хватает, что здесь изображено, зашумленные картинки, лабиринты, фигура и фон, найди такой же предмет, найди разукрась, найди и сосчитай, что перепутал художник…

Пространственные и «квазипространственные» представления. Пространственные схемы и диктанты. - Ходьба и прыжки (с поворотом на 90° и 180°; через предмет). - «Выше — ниже», «Спереди — сзади», «Право — лево». - «Правильное зеркало», «Неправильное зеркало». - «Покажи направление». - «Графические диктанты». Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью тряпочки, часов и т. п. Таким образом вы даете ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» — это «там, где красная тряпочка. Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно. Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава). Освоение внешнего пространства базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) с определенным движением, например, «вверх», «вперед», «назад», «вправо» и «влево» — простой шаг или прыжок на двух ногах, вниз — приседание. Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т. п.

Конструирование и копирование. Кубики Никитина. Танграм. Копирование фигур. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т. п. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв или цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.

«Квазипространственные» речевые конструкции - «Положи предмет.», «Где лежит предмет?», «Нарисуй предлог». - Логические задачи (лягушка живет под мышкой, зайчик — над лисичкой, мышка — под лисичкой. Кто на каком этаже живет) - «Синонимы и антонимы». - «Закончи предложение, ответь на вопросы».

Графические способности - Различные «обводилки». - Специальные рисунки.

Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы - при нарушении слухового восприятия ребенок недостаточно хорошо различает окружающие его звуки. Он плохо ориентируется в мире, так как не может определить источник звука, соотнести звук с издающим его предметом. Часто это приводит к страху. Также таким детям трудно контролировать свои действия. Трудности слухового восприятия проявляются и в развитии речи. Так, дети не «слышат», не понимают интонации говорящего, не чувствуют эмоциональной составляющей коммуникации. В дальнейшем при такой слабости слухового восприятия искаженно формируется и речевое восприятие (и собственная речь ребенка).

Коррекция: Формирование слухового гнозиса необходимо начинать с расширения его репертуара, используя для этого природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, людей и т. д.

«Чудо-звуки». Прослушайте с ребенком аудиозаписи звуков природы (шум дождя, морской прибой, журчание ручья, капель, голоса животных и птиц и т. д.). Проанализируйте и обсудите услышанные звуки (их сходство и различие, где можно их услышать и т. д.). Сначала прослушиваются хорошо отличающиеся между собой звуки, затем — сходные по звучанию.

«Послушай, как звучит». Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, имеющихся под рукой (постучите, бросьте, поскребите, подергайте и т. д., варьируя громкость и темп, нарастание и затухание звука.

«Угадай, чей звук». Попросите ребенка прислушаться к звукам вокруг. Проанализируйте бытовые шумы: скрип двери, телефонный звонок, шум транспорта, свисток, шум кипящей воды и т. д.

Мнестические процессы. «Перевод из тактильной в зрительную модальность» (ощупать и нарисовать). «Перевод из тактильной в слухо-речевую модальность» (ощупать и назвать). «Перевод из зрительной в тактильную модальность» (на ощупь найти показанные фигурки, предметы или буквы). «Перевод из зрительной в слухо-речевую модальность». «Перевод из слуховой в зрительную модальность» (прослушивается звук, ребенок рисует услышанное). «Перевод из слуховой в тактильную модальность» (называется предмет, его надо найти на ощупь).

Номинация (наименование, называние) — это процесс соотнесения образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием. Называние начинает формироваться на самых ранних этапах речевого развития ребенка и продолжается на протяжении длительного времени. Для адекватного формирования образа предмета необходимо, чтобы он был представлен в сознании ребенка комплексом разнообразных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и т. д.). В дальнейшем это позволит ему не путать колокольчик с ландышем, коньки с лыжами, весну с осенью.

3 цель коррекционных занятий: ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОООБРАЗУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ

- Формирование навыков устойчивости и переключения внимания.

- Коммуникативные навыки.

- Обобщающая функция слова. Многозначность и иерархия понятий. Интеллектуальные процессы (словесно-логическое мышление).

Базовые навыки коммуникации к школе в идеале должны быть уже сформированы, тогда ребенку легче будет находить друзей в школе и основная энергия его деятельности будет уходить на учебу.

Развитие внимания необходимо также начинать в дошкольном возрасте. Здесь помогут такие упражнения:

Корректурная проба. Возьмите любой текст. Чем меньше ребенок, тем крупнее должен быть шрифт. Необходимо зачеркнуть одну букву (например О) и обвести в кружок другую (например А).

Таблица Шульте. Здесь необходимо найти числа от 1 по возрастающей. Для регулярного выполнения этого упражнения для развития ума, рекомендуется самостоятельно рисовать таблицу, а числа ставить в любом порядке. Польза упражнения: повышает вашу скорость восприятия поступающей информации, и ее обработки. Также оно способствует развитию периферийного зрения.

Знаки пальцами. Сложите пальцы на правой руке в знак «мир», на левой — «ок». Ваша задача заключается в том, чтобы одновременно менять положение пальцев на обеих руках. То есть на правой был «мир» — стал «ок», на левой — был «ок» — стал «мир». Повторяйте упражнение 10 – 15 раз. Чтобы немного облегчить ситуацию, начинайте выполнять упражнение не спеша, постепенно ускоряясь. Польза упражнения: включает одновременное взаимодействие правого и левого полушария, повышает способность быстро переключаться с одной задачи на другую, а также тренирует внимательность.

Синхронное письмо. Это упражнение по своему принципу схоже с предыдущим. Возьмите 2 листа бумаги и 2 карандаша (или 2 ручки). Одновременно рисуйте различные фигуры. Можно писать слова, но чтобы они были одинаковы по количеству символов. Польза упражнения: помогает справляться с решением сразу нескольких задач, стимулирует одновременную работу правого и левого полушария. Для получения быстрого и положительного эффекта уделяйте представленным упражнениям для ума и памяти 20 – 30 мин 2 – 3 раза в день. Выполнять их стоит до тех пор, пока они не дойдут до автоматического исполнения.

Игры по расширению словарного запаса очень разнообразны: «скажи наоборот» (антонимы, «скажи по другому» (синонимы, слова близкие посмыслу). «назови слова-приятели» (слова, одинаковые по звучанию, но разные по смыслу, «четвертый лишний» или «назови одним словом» и др.

Много игр можно найти в интернете или получить консультацию у специалистов ДОУ. Играйте сами и вовлекайте своих детей.

Благодарим за внимание!

Публикации по теме:

«Обязанности и ответственность родителей в сфере образования». Консультация для родителей Очень часто наши с вами родители всю ответственность за воспитание детей перекладывают на плечи педагогов, но хочется им заметить, что ребенок.

Консультация для родителей «Правила безопасности при катании с горы» для родителей группы раннего развитияКонсультация для родителей «Правила безопасности при катании с горы» для родителей группы раннего развития Консультация для родителей «Правила безопасности при катании с горок» Общие правила безопасности при катании с горок 1. С малышом младше.

Информационно-ознакомительная консультация для родителей «Игры родителей с детьми раннего возраста по теме «Рыбки» Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, особенно дома. Игровое общение с ребёнком в семье - это забота о его развитии, психологическом и эмоциональном.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Авторитет родителей в воспитании детей»Консультация для родителей «Авторитет родителей в воспитании детей» Многих родителей волнует вопрос, как заработать авторитет, как правильно воспитывать своих детей. Авторитет родителей заключается в умении.

Консультация для родителей младшей группы «Рекомендации по работе по лексической теме «Профессии наших родителей» Ознакомление с миром профессий у детей младшего возраста имеет немаловажное значение. Ведь именно это является частью социализации детей,.

Консультация для родителей «Безопасность детей — забота родителей» Внимание, дорога! Знание правил дорожного движения - это важный момент в воспитании и формировании навыков ребёнка, это обеспечение его.

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей по нейропсихологии
Опубликовано: 25 марта 2024 в 16:02
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей по нейропсихологии» (включая файлы) размещена пользователем Ярослава Толкун (УИ 19622) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 февраля 2025 пятница
Праздник книгодарения!
Праздник дружбы и любви!
С днем компьютерщика!
15 февраля 2025 суббота
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
Праздник гиппопотама!
Православный праздник Сретение!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД