Капуши Дарья
Консультация для родителей «Геометрические головоломки как часть математического развития детей в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей по математическому развитию подготовительной группы «Геометрические головоломки, как часть математического развития детей в семье»
Публикация «Консультация для родителей „Геометрические головоломки как часть математического развития детей в семье“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Консультации
- Головоломки для детей
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Цель: познакомить родителей с методикой использования геометрических головоломок для развития математических способностей ребенка.
Ход консультации :
От простого к сложному - таков принцип всякого обучения, а тем более обучения математике. Форма - одно из математических понятий. Представление о форме предмета наиболее легко приобретается ребенком в то время, когда он складывает части в целое. Для ребенка это настоящая головоломка.
Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность проверить и развить свои способности. Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется логическое мышление. При решении головоломок необходимо проявлять такие качества как смекалка, сообразительность, внимательность. Очень часто при решении головоломок нужна хорошая зрительная память. Одним словом, головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.
Геометрические головоломки являются отличным развивающим пособием для детей. Играя в головоломки, ребёнок развивает комбинаторные способности, целостное восприятие, произвольность действий, воображение; они помогают изучать геометрические фигуры, дают ребенку понятие о форме, размере предметов; развивают мелкую моторику пальцев, которая влияет на интеллектуальные способности человека; реализуют творческий потенциал детей.
Склонность к геометрическим загадкам имели люди самых разных эпох и национальностей. Разрезать простую геометрическую фигуру (квадрат, ромб, круг, прямоугольник) на множество частей таким образом, чтобы собрать ее вновь. Среди самых древних головоломок можно назвать китайский Танграм и Пентамино.
Каждая головоломка по-своему уникальна и позволяет выкладывать определенные классы фигур (человек, животные, предметы, транспорт и т. д).
Танграм: что это и откуда?
Танграм — это известная, любимая во всем мире головоломка-конструктор, суть игры — собрать из танов определенные изображения по схеме, учитывая установленные правила. Это древняя китайская игра, которая состоит из пяти прямоугольных треугольников, двух маленьких, одного среднего, двух больших, одного квадрата и одного параллелограмма.
Суть игры заключается в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создать самые разнообразные фигуры, силуэты предметов по образцу или замыслу. Условий всего три:
1. каждое изображение должно состоять из полного набора элементов (7 шт.);
2. кусочки должны примыкать один к другому;
3. фрагменты запрещено накладывать друг на друга.
Существует легенда о возникновении этой игры:
Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным, не полетам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов один из которых был известен как математик, другой прославился, как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начало математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей. В Китае эта игра так и называется.
Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.
Говорят, что танграм был любимой игрой Наполеона, который, лишившись трона, в изгнании проводил долгие часы за этой забавой, «упражняя свое терпение и находчивость».
Обращение к истории возникновения танграма позволяет заметить тот факт, что весьма уважаемые и умные люди относили такую совсем простую с виду игру к достойному самого пристального внимания способу развития интеллекта.
Танграм полезен детям любого возраста: от дошкольников до старшеклассников. Эта, казалось бы, незамысловатая игрушка, оказывает мощное воздействие на развитие психики. «Магия» объясняется тем, что для решения задачи используется одновременно оба полушария мозга, одно из которых отвечает за воображение, а другое — за логическое мышление. Перебирая элементы, дети тренируют мелкую моторику, а значит, координацию движений, речь, внимание, память, восприятие и усидчивость. Все эти навыки помогут им лучше учиться в школе и меньше при этом уставать.
В процессе игры малыши быстро усваивают названия цвета и начинают распознавать геометрические фигуры. Приходит понимание, что любая форма может раскладываться на мелкие составные части, разные по размеру и конфигурации. Дети дошкольного возраста, размышляя, как сложить фигуру, незаметно для себя усваивают понятия «больше-меньше», «верх-низ», «право-лево» и т. д.
- Сейчас я вам предлагаю решить эту головоломку (практические действия родителей).
Пентамино: что это и откуда?
Пентамино - очень популярная логическая игра и головоломка одновременно.
Запатентовал головоломку - Соломон Вольф Голомб, житель Балтимора, математик и инженер, профессор университета Южная Калифорния. Игра состоит из 12 плоских фигур, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов, соединённых между собой сторонами, отсюда и название.
Пентамино - плоские фигуры, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов, соединённых между собой сторонами («ходом ладьи»). Этим же словом иногда называют головоломку, в которой такие фигуры требуется укладывать в прямоугольник или другие формы.
Всего существуют 12 элементов пентамино, обозначаемых латинскими буквами, форму которых они напоминают. При решении задач и головоломок фигурки можно вертеть и переворачивать, поэтому при изготовлении игры своими руками элементы делайте двухсторонними.
В 70-е годы прошлого века в нашей стране был пик популярности этой игры. Тогда же выяснили, что впервые вариант этой игры под названием «12 по 5» придумал Н. Д. Сергиевскийв 1935 году, а в 1951 эта игра участвовала во Всесоюзном конкурсе детской игрушки. Игра стала активно набирать популярность.
Суть пентамино заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. В результате получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета, его строению, пропорциональному соотношению частей и форме. Имеется комплект элементов, из которых можно сложить только определенные плоскостные силуэты. Разработаны различные схемы изображений. В качестве образцов используются изображения реальных предметов, силуэтное изображение которых можно воссоздать из набора геометрических фигур той или иной формы. Пентамино позволяет создавать абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры.
- Давайте мы сейчас с вами соберем эту головоломку.
- Таким образом, мы рассмотрели историю появления головоломок, их виды, а также то, как они влияют на математическое развитие ребенка.