Наталья Черёмушкина
Консультация для родителей по формированию звукопроизношения звука [р] с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей по формированию звукопроизношения звука «Р» с детьми 5-6 лет
Звук - это наименьшая звуковая единица слога. Звук — это то, что мы слышим и произносим. Буквы - это знаки, которыми на письме обозначаются звуки. Буква — это то, что мы видим и пишем.
Артикуляция звука «Р»
При произнесении звука «Р» артикуляционные органы занимают следующее положение:
Публикация «Консультация для родителей по формированию звукопроизношения звука [р] с детьми 5–6 лет» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Консультации для родителей
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
• рот раскрыт в зависимости от последующего гласного звука;
• язык широкий, плоский, слегка приподнятыми боковыми краями плотно прижат справа и слева к боковым верхним зубам до резцов;
• широкий тонкий кончик языка загибается вверх и касается средней части переднего края твердого неба — альвеол;
• средняя часть языка, его спинка, несколько опущена, а задняя часть приподнята. Таким образом сверху язык напоминает форму неглубокого ковшика;
• мягкое небо поднято и закрывает воздуху проход в нос;
• голосовые связки при громком произнесении вибрируют. Чтобы его произнести, нужна готовность речевого аппарата:
• нужно уметь одновременно напрягать корень языка с уздечкой и при этом расслаблять его кончик;
• язык необходимо не просто поднимать описанным способом, а удерживать в таком положении на выдохе;
• речевой выдох должен быть мощным, чтобы расслабленный кончик языка вибрировал.
Дефекты произношения звука «Р»
Искажение артикуляции звука «Р» или его пропуск называется ротацизмом. Замена нормального, зазубного «Р» любым другим звуком называется параротацизмом, например замена «Р» на «Л», «Д», «Т», «И» (лыба — рыба, Юла — Юра).
Различают следующие виды ротацизма: Горловое «Р» (картавость) — наиболее распространенный дефект артикуляции звука «Р» имеет два варианта, но в обоих случаях язык оттянут назад и своей корневой частью сближается с мягким небом. Если в первом варианте выдыхаемый воздух, проходя через желобок, приводит в колебание маленький язычок, то такой звук называется увулярное «Р» («грассирующее»). Если «Р» образовано вибрацией мягкого неба — перед нами велярное «Р». Увулярное «Р» акустически наиболее близко к нормальному «Р», особенно у детей с хорошим музыкальным слухом. При велярном «Р» слышится грубый рокот. Доральное [Р]. Передний край языка опущен, вибрация образуется спинкой языка, которая ударяется в переднюю часть неба или альвеолы. Вместе с языком дрожит вся нижняя челюсть. Слышен грубый рокот. Боковое «Р» (боковой ротацизм). Переднеязычная вибрация заменяется отрывом бокового края языка (обычно с одной стороны) от верхних коренных зубов. В образовавшуюся щель прорывается выдыхаемый воздух. Слышится неприятный хлюпающий звук. В наиболее тяжелых случаях в момент вибрации вовлекается щека и верхняя губа.
Причины проблемы:
• Патологический прикус
• Дефекты речевого дыхания
• Укороченность подъязычной связки («уздечки»)
• Слабость артикуляторной мускулатуры
• Искаженное восприятие звуков • Поведенческие расстройства (гиперактивность, дефицит внимания)
Артикуляционные упражнения, которые помогают подготовить органы артикуляции к правильному произнесению звука «Р»
1. «Цоканье», «Щелканье» «Лошадка» - прищелкивание языком.
2. «Грибок» - Приклеить язык к небу, до предела растянув «уздечку».
3. «Болтушка» «Индюк» - широким языком быстро облизывать верхнюю губу с голосом
4. «Маляр»
5. «Гармошка
6. «Дятел» - сильным напряженным языком стучать в небо, в альвеолы за верхними зубами, произнося при этом звук «д-д-д-д…»
Постановка звука «Р»
Сроки постановки вибранта «Р» колеблются от нескольких минут до нескольких месяцев и зависят как от психо-физиологических возможностей ученика и строения его речевого аппарата, так и от мастерства и методической вооруженности логопеда. Постановка звука «Р» ведется в двух направлениях:
а) удержание языка, когда передний его край поднимается к альвеолам, оставляя узкую щель, через которую проходит выдыхаемый воздух;
б) выработка вибрации.
Упражнения на дыхание (для постановки звука «Р»)
В возрасте 5-6 лет произношение ребенка практически достигает своей языковой нормы. При этом у некоторых малышей возрастные речевые несовершенства оборачиваются стойким дефектом. Проблема со звуком «Р» у ребёнка с полноценным речевым аппаратом и слухом относится к распространённому нарушению.
Если ребёнок не произносит «Р» изолированно и в самостоятельной речи, искажает звук или заменяет его каким-то другим, а в словах с разной слоговой структурой переставляет его или вовсе игнорирует, в этом случае однозначно требуется коррекция.
Для постановки звука используется артикуляционная гимнастика, логопедический массаж и упражнения на правильное дыхание.
После проведения артикуляционной гимнастики рекомендуется поработать над развитием воздушной струи: для постановки звука «р», необходимо иметь сильный выдох.
Предлагаем несколько упражнений:
• Задувание свечек;
• Надуть щеки и «лопнуть» шарик, нажатием ладошек;
• Футбол. В домашних условиях сделать две башенки из конструктора, скатать небольшой шарик из ватки – это мяч. Ребёнок дует на мяч, стараясь попасть в ворота.
• Мыльные пузыри. В высокий стаканчик (подойдет пластиковый) налить небольшое количество воды и добавить несколько капель жидкого мыла. Попросить ребенка подуть в соломенную трубочку. В процессе, вырастают мыльные пузыри.
• Кораблики. Наполнить большую чашу водой, опустить туда бумажный кораблик. Дуть на кораблик, чтобы он причалил к противоположному берегу.
• Дуть на вертушку или бумажный листик/бабочку, привязанные верёвочкой к карандашу или соломенной трубочке.
• Снежинки. Положить ребенку кусочек ватки на кончик носа и попросить ее сдуть. Ватка улетит, как только малыш правильно поставить язык – он должен быть поднят вверх, края загнуты.
• Сдувать со своей ладошки вырезанных бабочек, ватные шарики (представляя, что это комочки снега, снежинки, конфетти, пушинки.
• «Язычок играет на свирели». А еще Язычок умеет играть на свирели. Мелодия при этом почти не слышна, зато ощутима сильная струя воздуха, которая вырывается из отверстия свирели. (Ребенок сворачивает из языка трубочку и дует в нее. Наличие струйки воздуха малыш проверяет на своей ладошке).
Выполнять упражнения ежедневно, только тогда будет толк в ваших занятиях. Постепенно увеличивать время проведения занятий от 1-2 минут до 5 – 7 минут.
Закрепление произношения звука Р
Закрепление звука «Р» происходит по принципу от простого к сложному. Сначала закрепляется произношение звука «Р» в слогах, затем в словах, во фразах, в предложениях и в связном высказывании: в рассказе или в стихотворение.
Для закрепления изолированного произношения звука нужно разнообразить игровые задания, предложив звукоподражания :
- Подражание рокоту самолета, мотору работающего трактора или машины, рычанию тигра и т. д.
- «Заведем трактор». «Заведем машину». Работает невыключенный мотор машины. Машина едет по длинной дороге. Ребенок катит машинку по столу и произносит звук р-р-р-р. Чья машинка проедет дальше? Чей мотор будет работать дольше? Кончился бензин. Заправим машину бензином и поедем дальше.
- «Мамы-звери учат детенышей рычать». Подражание рычанию сердитой собаки, щенка, тигра, тигренка, пантеры и др. Разговоры мам животных со своими детенышами (произносить звук «р» с разной силой и высотой голоса).
- Большая собака и щенок сердятся. Тигрица учит тигрят рычать (произносить звук Р низким и высоким голосом).
Закрепление звука проходит с учетом степени сложности сочетаемости с другими звуками. Сначала с гласными звуками, затем с согласными. РА АРА АР
Сама легкая позиция прямые слоги и начало слова.
Ра – рак, радио, радуга …
Ро- рот, роза, ровный …
Ру- ручка, руки, русый …
Ры- рыба, рысь, рыжик…
2. Затем между гласными: АРА УРА ОРО ИРЫ
-ра-, дорога, гора, дыра…
-ро – сорока. корова. народ…
-ру- парус, игрушка, Маруся…
-ры – шары, комары, топоры…
Подходят для закрепления звука «Р» и чистоговорки.
Ра-ра-ра- вот высокая гора
Ры-ры-ры- иы катаемся с горы….
Труднее закрепить обратный слог и конец слова:
АР - шар, комар, дар.
ОР - сор, вор, топор….
ИР - мир, пир, зефир…
ЫР - сыр.
Чистоговорки:
Ар-ар-ар- синий шар
Ор-ор-ор- высокий забор….
Закреплением звука Р при стечении согласных звуков : (самая трудная ситуация)
*Сочетание звуков в слогах ТРА ДРО может быть самым легким для произношения. Иногда закрепление звука Р начинают с этого слога.
ТРА ТРО ТРУ ТРЫ - трава, тропка, трубач, тетрадь, метро, петрушка
АТР ОТР УТР ИТР ЭТР ЫТР - метр, министр, педиатр
ДРА ДРО ДРУ ДРЫ - дрова, драка, друг, подруга, кедры, ведро
ПРА ПРО ПРУ ПРЫ - правда прыгать, провод,
БРА БРО БРУ БРЫ - брать, брат, брови…., зебра, кобра….
ВРА ВРО ВРУ ВРЫ - врать, врач. враг, …., ковры
ФРА ФРО ФРУ ФРЫ - фрак, фрукт…
КРА КРО КРУ КРЫ - кран, краски, крыша…
ГРА ГРО ГРУ ГРЫ - графин, гроза. груша.
ХРА ХРО ХРУ ХРЫ – храм. храп, хром…
Чистоговорки:
Тра-тра-тра- в детский сад идем с утра
Тро-тро-тро – в садик едем на метро….
Для того, чтобы звук «Р» появился в самостоятельной речи ребенка, нужно приложить много времени и немало усилий. Необходимо набраться терпения, ведь звук «Р» трудный, но благодаря ежедневным упражнениям и занятиям, у вас все получится!