Светлана Решетова
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее и стать подлинным патриотом». С. Михалков
Патриотическое воспитание лежит в основе стратегии страны. Чтобы построить лучшее государство, граждане должны любить его и быть верными своей истории и культуре, поскольку это укрепляет дух борьбы за родину. Воспитанию патриотизма в нашей стране уделяется большое значение, начиная с дошкольного образования. Но родители тоже должны участвовать в этом процессе и поощрять чувство патриотизма ребёнка. С чего начать и на что обратить особое внимание? Вот несколько важных советов.
Некоторые родители считают, что маленькие дети не могут до конца осознать значение патриотизма, поэтому знакомить с ним ребёнка лучше в школьном возрасте. Но психологи и педагоги с этим не согласны. Даже если ребёнок еще не научился говорить, он может хорошо воспринимать информацию и перенимать манеру поведения взрослых. Даже если сложно в первые годы малыша объяснить, что такое патриотизм, можно постепенно приучать его соблюдать традиции и правила: радоваться победе отечественных спортсменов, посещать государственные праздники, мастерить тематические поделки, разучивать патриотические стихи или песни и т. п.
Самый важный шаг для воспитания патриотизма, как и многих других навыков, — собственный пример. Если родители, призывая детей к уважению страны, сами постоянно ругают правительство, отечественные товары, законы и говорят о необходимости уехать из страны в поиске лучшей жизни, дети постепенно начинают испытывать такие же чувства.
Другой вариант, когда родители теряют авторитет перед ребёнком, и он больше начинает прислушиваться к мнению сверстников. Часто это случается в подростковом возрасте, когда ребёнок противопоставляет себя взрослым, стремясь к независимости и свободе. Если чувство патриотизма до этого момента не было хорошо заложено, то привить его будет непросто. Родителям важно сохранять уважение своих детей, чтобы воспитание было более эффективным.
Любовь к своей родине начинается со знакомства с ее историей. Если ребёнок не будет знать хотя бы основные исторические вехи развития своего государства, то вряд ли у него проснется чувство патриотизма. Но начать стоит с рассказа о семье ребенка. Желательно, чтобы он узнал, откуда его предки, кем они были и почему ими можно гордиться. Совместный просмотр семейного фотоальбома будет отличным дополнением к беседе. Детям постарше можно предложить составить генеалогическое древо.
С происхождением и историческим развитием русского народа можно знакомить малыша с раннего детства, читая народные сказки и былины. Детей шести-семи лет порадует посещение исторических музеев, выставок, спектаклей, кино. Обязательно нужно познакомить ребенка и с историей малой родины: республики, области, города или деревни.
В книжных магазинах есть большой ассортимент детских изданий по истории с доступным текстом и красочными иллюстрациями, выпускаются циклы исторических мультфильмов и фильмов для детей разных возрастов. Хорошо воспринимаются ребёнком рассказы о детстве знаменитых исторических деятелей страны. Но не нужно обрушивать на малыша все и сразу. Информацию стоит давать постепенно и лучше в игровой форме. Главное, чтобы беседы об истории были живыми и интересными для ребёнка с обязательным наглядным материалом.
Об официальных символах страны — флаге, гербе, гимне — дети узнают еще в дошкольном учреждении. Закрепить знания полезно вместе с родителями: попросить малыша выбрать российский флаг среди нескольких флагов других государств, выполнить поделку из необычных материалов: пуговиц, окрашенных круп, камней. Для освоения герба можно распечатать его на цветном принтере и разрезать в виде пазла, чтобы ребёнок собирал его на время.
Полезная и увлекательная идея — отправиться с малышом на какой-нибудь спортивный матч и поболеть за отечественную команду. Чтобы как следует подготовиться к такому событию, нужно разучить с ребёнком гимн и взять необходимую атрибутику: тематическую одежду и государственный флаг. Исполнение вместе со спортсменами и другими зрителями главного музыкального произведения страны, поддержка команды размахиванием флага и криками «Россия вперед!» обязательно оставят яркие воспоминания у ребёнка, подарят ему много положительных эмоций и помогут воспитать в нем патриотический дух.
Современные дети часто взаимодействуют с зарубежной продукцией: игрушки, гаджеты, мультфильмы, одежда. Некоторые родители сами поощряют это, отмечая, что качество иностранных товаров лучше, чем отечественное. Такой подход со временем может сформировать у ребёнка неправильное представление о своей стране. Лучше чаще обращать внимание детей на достижения страны, на области, в которых она превзошла все остальные государства. Стоит рассказать сыну или дочери о великих ученых, космонавтах и первооткрывателях, заинтересовать его отечественными изобретениями или значимыми открытиями. Во время государственных праздников родители могут брать ребёнка с собой на народные гуляния. Важно в доступной форме рассказать малышу, что и почему отмечают люди, какова история праздника и какие у него традиции. Одно дело — сводить ребёнка в парк, подарить шарик и усадить за праздничный стол, и совсем другое — посетить с ним военный парад, поучаствовать в Бессмертном полку, возложить цветы или свечи у вечного огня. В первом случае ребёнок запомнит лишь веселье и радость этого дня, когда важнее, чтобы он учился чтить традиции празднования и уважать героев своей страны.
Если дома сохранились какие-либо исторические реликвии и предметы военных лет, то малышу будет интересно с ними познакомиться и узнать их историю. Живое общение с участниками исторических событий (бабушками или дедушками) тоже пойдет на пользу. Когда ребёнок принесет из детского сада или школы поделку, приуроченную к памятному дню, нужно поощрить его и напомнить, почему ее стоило сделать. Дети хорошо воспринимают новую информацию уже знакомыми образами. Пусть они нарисуют картинки к празднику с участием героев из своих любимых сказок, фильмов или мультфильмов.
В работе с детьми дошкольного возраста мы часто сталкиваемся с тем, что у современных дошкольников недостаточно знаний о стране, родном крае, городе. Дети часто равнодушно относятся к народным традициям, истории своей семьи, близким людям, товарищам по группе. Также отметим, что родителями мало уделяется внимания проблеме патриотического воспитания в семье. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста — это не только привитие уважения и любви к дому, семье, детскому саду, городу, природе, культурным достояниям своего народа, нации и др., но и формирование уважительного отношения к труду, родной земле, защитникам Родины, символике своего государства, его традициям и общенародным праздникам.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста, в условиях перехода дошкольных образовательных учреждений на инновационный режим возможно через разные образовательные области. Но, наиболее доступной и значительной областью является игровая деятельность.
Игра — это центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.
Игра является самым доступным и эффективным способом воспитания, патриотических чувств дошкольников. Использование игры в образовательных целях позволяет развивать нравственные качества, формировать систему ценностей и учить ребенка патриотическим чувствам.
По нашим практическим наблюдениям, сюжетно-ролевая игра является средством формирования у детей нравственных представлений и гуманных чувств, поскольку дошкольники в игре воспроизводят человеческие взаимоотношения. Эти отношения определяют развитие у детей умения выделять и познавать нравственные нормы и регулировать поведение с окружающими. Также наблюдения показали, что темы сюжетно-ролевых игр детей в группе однообразны, сюжеты бедны и формальны, а роли достаточно традиционны. Дети практически не организуют игры с военно-патриотической тематикой, отражающие героические подвиги нашего народа. В основном детьми используются сюжеты иностранных мультфильмов и кинофильмов, разворачивают агрессивные сюжеты. Выполняя роли, у детей развиваются моральные, патриотические чувства, чувства привязанности к родным и близким. В процессе игры дети проявляют организаторские способности, настойчивость и инициативу.
Для ребенка 6-7лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни. Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение космоса, сбор урожая, строительство газопровода и т. д. В играх детей этого возраста проявляется склонность к драматизациям. В сознании детей драматизация и сюжетно-ролевая игра тесно связаны друг с другом. В обоих играх ребенка интересуют отношения людей.
Таким образом, работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине.