Елена Федотова
Консультация для родителей «Пальчиковые игры для детей 1,5–2 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем. И, возможно, даже не осознаем, что занимаемся, таким образом, с ребенком пальчиковой гимнастикой. Что же такое пальчиковая гимнастика?
Публикация «Консультация для родителей „Пальчиковые игры для детей 1,5–2 лет“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Темочки
Пальчиковая гимнастика—это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры —это упражнения пальчиковой гимнастики. Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика?
Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи.
В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.
Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.
Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И вам, родителям, нужно помогать малышу его формировать.
Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
Когда малыш говорит и стихами сопровождает упражнения из
пальчиковой гимнастики — это делает его речь более четкой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом, он может усилить контроль за своими движениями.
В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.
А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма.
Все пальчиковые упражнения можно разделить на 3 группы:
1.Упражнения для кистей рук на сжимание и разжимание пальцев.
2.Упражнения для пальцев статические, т. е. простое изображение предмета. «Стул, флажок, зайка»
3.Упражнения для пальцев динамические (инсценировка
небольших стишков). «Солим капусту»
Для пальчиковых игр вы можете использовать любые стихотворения и песенки, потешки и сказки.
— Не давайте малышу сразу большой объем и много задач. Освоить одну-две пальчиковых игры в день — достаточно.
— Поощряйте успехи ребенка и закрывайте глаза на его ошибки.
— Бывает, что малышу вдруг приходится не по душе какая-то из пальчиковых игр. Не заставляйте его играть в нее.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при
регулярных занятиях! Занимайтесь ежедневно от 5 до 10 минут.
Пальчиковые игры для детей 1,5 – 2 лет
Пальчики-грибочки
Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:
Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик чистить стал,
этот пальчик жарить стал.
Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел,
потому и потолстел!
Наша семья
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я. ,
А вот и вся семья.
Поочередно прижимать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.
Пальчики.
Загибать по очереди пальчики.
Первый пальчик хочет спать, а второй – уж лег в кровать.
Третий пальчик прикорнул, а четвертый вдруг уснул.
Встали пальчики. Ура! Пальчикам гулять пора (расправить все пальчики).
Цветочек.
Сложить не плотно ладонь к ладони.
Солнце поднимается.
Цветочек распускается (пальцы ладони расходятся).
Солнышко садится.
Цветочек спать ложится (пальцы смыкаются).
Бай-бай!
Кошка.
Взять кулачок малыша в свою ладонь, раскрыть пальчики, водить пальцем по ладони, стучать по ней пальцем, затем загибать по очереди пальчики.
Кулачок, а в нем ладошка.
На ладошку села кошка.
Начала считать мышат,
Раз, два, три, четыре, пять.
Но мышата испугались
И по норкам разбежались. (Раскрыть пальчики)
Пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (хлопать в ладоши).
Вышли пальчики гулять (расправить пальцы рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопать).
В домик спрятались опять (сжать пальцы рук).
Кулачок.
Загибаем пальчики, начиная с мизинца.
Этот пальчик - маленький,
Этот пальчик - слабенький,
Этот пальчик - длинненький,
Этот пальчик - сильненький,
Этот пальчик - толстячок,
Ну а вместе кулачок!
Капуста.
Мы капусту рубим (стучать ребрами ладоней).
Мы капусту режем (ребра ладоней – вперед-назад).
Мы капусту солим (сжимать и разжимать пальцы).
И морковку трем.
Зайка.
Зайка, зайка! Где твой носик?
Вот здесь. Вот здесь (показать пальчиком носик).
Зайка, зайка! Где твой хвостик?
Вот здесь. Вот здесь (показать место хвостика).
Где твои лапки? Коготки-царапки.
Вот здесь. Вот здесь (показать ладошки).
Зайка, зайка! А где ушки?
Ушки зайки –
на макушке (пошевелить пальцами рук на голове).
Сорока-белобока
Взрослый водит пальцем по раскрытой ладошке ребенка и говорит:
— Сорока-белобока кашу варила,
деток кормила:
(поочередно берет пальчик, покачивает его и загибает к ладошке)
— Этому дала,
этому дала,
этому дала
этому дала,
а этому (покачивает посильнее) — не дала!
Ты в лес не ходил,
ты дров не рубил,
ты печь не топил!
Тебе нет ничего!
Играйте с ребенком, занимайтесь и получайте удовольствие от занятий! Ведь пальчиковые игры не требуют специального оборудования и педагогического образования, а польза от них весьма впечатляющая.