Лариса Суслова
Консультация для родителей «Пальчиковые игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказки на ладошках.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский говорил, что ум ребенка находится на кончиках пальцев. М. М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Веселые сказки, которые дети разыгрывают на пальцах, длятся порой всего несколько секунд, а текст сказок укладывается в маленькое четверостишие. Но для того, чтобы его сыграть, необходимо в своем воображении создать яркий образ: движения пальцев должны четко соответствовать смыслу сказки, потешки и динамике развития сюжета.
Публикация «Консультация для родителей „Пальчиковые игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Темочки
Сказки на пальчиках являются средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов, укрепляются мышцы, суставы и связки кистей рук. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга, предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.
С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя.
Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, способствует развитию мелкой моторики.
Как привлечь таких малышей к театрализованным играм? Главное — создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви.
С первых дней жизни ребёнок стремится к общению с близкими людьми. Чтобы общение стало интересным, познавательным и развивающим, мы предлагаем вам использовать пальчиковый театр.
Как его изготовить?
Наборы для постановки пальчиковых спектаклей можно купить в детских магазинах развивающего характера.
Наиболее простой вариант: сделать кукол из плотного картона. Рисуем контур персонажа на картоне, вырезаем по контуру, к обратной стороне игрушки прикрепляем кольцо из бумаги или резинки.
Куклы для пальчикового театра можно также сшить: из плотной ткани вырезаем две половинки будущей куклы и сшиваем их, создавая тем самым своеобразный футляр на палец, черты лица игрушки обозначаем бусинками и вышивкой, пуговицами и усами и т. д. Лицо или мордочку персонажа можно также аккуратно нарисовать специальными красками для росписи по ткани.
Любители вязания могут связать героев: основная часть игрушки должна будет представлять кольцо, связанное столбиком без накида, более мелкие детали (уши, хвост, лапы) пришиваются или вышиваются на теле.
Варианты игры с пальчиковым театром
В зависимости от возраста ребенка можно выбирать разные схемы игры с кукольным театром. Полутора- и двухгодовалые крохи могут играть только одной рукой. Советуем Вам выбирать при этом самые простые сюжеты, с минимумом героев. Трехлетнему ребенку уже можно попробовать играть двумя руками и несколько усложнить сюжеты постановок.
Для того, чтобы можно было свободно разыгрывать самые разнообразные сюжеты, неплохо иметь набор хотя бы из 10-15 пальчиковых кукол. Этот комплект обязательно должен включать в себя разных членов семьи (папа, мама, бабушка, дедушка, малыши, а также фигурки различных лесных животных-героев русских народных сказок (лиса, волк, медведь, заяц и т. п.).
Когда Вы только принесете или сделаете кукол пальчикового театра, дайте малышу время для того, чтобы, как следует их рассмотреть и пощупать. Затем по очереди одевайте персонажей себе на палец и знакомьте их с малышом, пускай актеры вступят в несложную беседу с ребенком, поклонятся ему, расспросят его об известных ему сказочных сюжетах с этим героем.
Если Вам хочется провести много увлекательных семейных вечеров, то не раздумывайте, сделайте или просто отыщите в магазине набор игрушек для пальчикового, и Вы не пожалеете.
Предлагаем вашему вниманию некоторые варианты игр
Этюд «коза-хлопота»
Для проведения этой игры потребуется пальчиковая кукла – коза. Её надевают на указательный палец руки и, медленно поворачивая из стороны в сторону и давая возможность малышу хорошо её рассмотреть, читают потешку:
Коза-хлопота
День-деньской занята.
Ей – травы нащипать,
Ей – на речку бежать,
Ей – козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.
Игра повторяется несколько раз, роль водящего выполняет ребенок. При этом мама помогает малышу запомнить и понять содержание потешки, проговаривать её слова за мамой.
Этюд «Баю-баюшки-баю»
Для проведения этой игры потребуется 2 пальчиковые куклы : малыш (девочка) и волк. Движение кукол совершают в ритме песенки. Последние строчки колыбельной произносят строгим тоном, осуждая действия волка:
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок,
Он ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок.
И потащит во лесок
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Машу не буди.