Наталья Бигонь
Консультация для родителей «От лепета к речевому общению»
▼ Скачать + Заказать документы
Второй год жизни детей — ответственный период в их речевом развитии. В этом возрасте у ребенка происходит развитие понимания речи взрослых, способности подражать ей, формирование собственной активной речи, которая становится средством общения его с взрослыми.
У ребенка в этом возрасте резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова.
Этапы развития речи у детей раннего возраста:
• гуление
• лепет
• псевдослова
Публикация «Консультация для родителей „От лепета к речевому общению“» размещена в разделах
• первые слова, слова-предложения
• элементарная фразовая речь
• простые грамматические конструкции
Первые два этапа развития речи – гуление и лепет следуют один за другим, и происходят произвольно у ребенка. Но, для того чтоб дальше малыш шел «в ногу» с нормальным развитием – с ним нужно заниматься. Как минимум – это много разговаривать с ребенком, четко, без того чтоб коверкать слова, объясняя что вы делаете, проговаривая названия игрушек, предметов. Конечно же, этот метод будет действовать, в случае если ребенок здоров, спокоен и в хорошем настроении. Ко всему, детские педиатры отметили, что чем более развит ребенок с физической точки зрения – тем лучше у него способности к формированию речи. То есть ему будет проще освоить активную речь.
Для того чтоб развить связную речь у детей раннего возраста, нужно учитывать некоторые особенности их психики. Только в таком случае вы сможете добиться результата.
Принципы, на которых основывается работа с ребенком:
- в раннем возрасте, ребенок старается во всем подражать взрослому, поэтому, для продуктивности работы, играйте с ним во «взрослые» игры. Покачайте лялю, «посадите» цветочек в песок, постройте из кубиков дом. При этом нужно четко проговаривать названия, чтоб ребенок, повторяя ваши действия, приобретал пассивный словарный запас, который он со временем сможет использовать;
- малыш будет обучаться, только если знания будут представлены ему в форме игры, а так же, когда он будет находиться в хорошем расположении духа;
- для того чтоб ребенок что-то запомнил, нудно повторять одни и те же слова много раз. Только таким образом в его памяти закрепятся новые слова;
- играйте в игры, которые соответствуют опыту малыша – про вещи, с которыми он уже сталкивался. Например, нет смысла учить его говорить «му», если ребенок никогда не видел коровы;
- ребенку сложно длительное время концентрировать внимание – постарайтесь сделать ваши игры короткими, но информативными;
- хвалите ребенка. Он должен чувствовать вашу любовь и поддержку.
Развитие речи у детей возможно только в результате систематического целенаправленного общения взрослых с ребенком.
Однако организация совместной деятельности с маленькими детьми дело весьма сложное. Существует система работы по развитию речи у детей 2-го года жизни с использованием народных, пальчиковых и дидактических игр, цель которой: развитие речи у детей раннего возраста в процессе совместной игровой деятельности взрослого и ребенка.
Народные игры.
Спецификой народных игр является их динамичность. В них обязательно содержится игровое действие, которое побуждает ребёнка к активности. Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности народные игры - потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом. На этом этапе используются игры: «Сорока – ворона», «Коза рогатая», «Петя петушок», «Уходи с дороги кот», «Топ, топ», «Киска, брысь», «Поехали». Немаловажное значение народных игр состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновение, поглаживание) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Целенаправленное и систематическое использование народных игр позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка.
Пальчиковые игры.
Используются игры: «Ладушки», «Пальчики», «Пальчики в лесу», «Моя семья», «Капустка», «Прятки».
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Развивается память детей, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У детей развивается воображение и фантазия. В результате пальчиковых игр кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Дидактические игры.
Используются игры: «Звукоподражание», «Кто как кричит» - на развитие активной речи и звукоподражание с разной интонацией.
Игра «Называем части тела» учит находить и показывать части тела на игрушках и на себе.
Игры «Играем с куклой» и «Играем с мишкой» формируют у малыша навыки различных действий, обогащают его словарный запас глаголами («Уложим куклу спать», «Оденем Катю на прогулку» и пр.).
Игра «Читаем книжки» учит ребенка отвечать на вопросы взрослого указательным жестом, развивает внимание, представление о соответствии слова и изображения.
Игры «Строим домики» и «Собери пирамидку» - формируют у малыша понятия об основных цветах и размерах («большой», «маленький», «самый большой»).
При проведении игры используются наглядные средства (игрушки, картинки) с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Дидактические игры используются как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями.
Использование народных, пальчиковых, дидактических игр в работе с детьми второго года жизни способствует двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизирует работу мозга, удовлетворяет потребность ребенка в эмоциональном, тактильном контакте с взрослыми, а главное способствует развитию речевого общения.