Елена Павличенко
Консультация для родителей «Особенности развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления.
К. И. Чуковский.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонематической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Речь – это процесс общения. Речь является одним из показателей развития ребенка.
Дети индивидуальны и неповторимы, но все они проходят через возрастные периоды, характеризующиеся определенными двигательными навыками, особенностями эмоционального, интеллектуального и речевого развития.
Научно доказано прямое влияние уровня развития речи на формирование интеллекта, особенно у детей старше 3-х лет. И для полноценного развития интеллекта необходим должный речевой уровень ребенка.
Речь формируется из различных компонентов, при нарушении любого из которых могут возникнуть сложности, как в коммуникативной, так и в интеллектуальной сфере.
К основным составляющим речевого развития, на которые должно быть направлено внимание любого родителя, можно отнести: звукопроизношение, слоговую структуру слова, строение и функции артикуляционного аппарата, фонематическое восприятие, словарный запас, грамматический строй речи и уровень связной речи в целом.
Очень важным критерием речевого развития дошкольников является состояние связной речи ребенка, которая имеет диалогическую или монологическую форму. Дети старше 4, 5 лет уже могут выполнять задания по составлению различных рассказов: составление описательного рассказа по памяти, с опорой на объект или по картинке, составление повествовательного рассказа по сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок.
Не стоит забывать, что речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Предлагаю этапы становления звуков:
1. От рождения до 1 года гласные звуки: а, о, у, и; некоторые согласные (м, п, б, к, г)
2. От года до 2 лет усваивает звуки: н, нь, т, ть, д, дь, ф, фь, г, гь, х, хь, сь, ц, ль, й
3. От 2 до 3 лет ы, э, л, с, з, ц, ж, ч, ш, различает твёрдые и мягкие согласные (т-ть, н-нь, с-сь и т. д.)
4. От 3 до 4 лет правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц; может наблюдаться смешение шипящих и свистящих звуков (шапка – "сапка", зонтик – "жонтик").
5. 5 лет правильно произносит звуки л, р, рь; становление правильного звукопроизношения завершается
Развитие речи у ребенка совершается как процесс овладения родным языком, богатством его словаря и грамматических форм, необходимых для понимания каждым человеком других людей и умения выразить свои мысли, желания, переживания.
Дошкольное детство является периодом интенсивного развития коммуникативных форм и функций языковой деятельности, практических речевых навыков, осознания речевой деятельности.