Наталия Андреевна Полякова
Консультация для родителей «Осенние прогулки с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Во время прогулки по осенней улице, парку, лесу нужно обращать
внимание детей на сезонные изменения в природе: вспомнить вместе с
детьми о смене времен года, повторить названия времен года и их
очередность. Не спешите каждый раз сразу же объяснять ребенку что-то,
предоставьте ему возможность самому разобраться, додумать Приучайте
исследовать, анализировать, активно мыслить. Почаще задавайте вопросы.
Наблюдайтезаживойприродой
Публикация «Консультация для родителей „Осенние прогулки с детьми“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Осенние прогулки. Консультации для родителей
- Осень. Консультации для родителей в осенний период
- Осень. Материалы для воспитателей
- Прогулки. Консультации
- Темочки
Цветы. На лугу, в поле или у цветочной клумбы покажите детям цветы,
скажите как они называются, спросите, какого цвета листья, цветки.
Подведите к самостоятельному выводу: у всех цветов листья зелёного
цвета. В последующих наблюдениях давайте задания: «Отыщи на полянке
синие цветы, а теперь жёлтые, белые, назови белый цветок
(ромашка).Отыщи на клумбе анютины глазки? и т. д. Ребёнок постарше
3-4 лет быстро запомнит название
цветов на клумбе. Дети с интересом рассматривают и называют части
растения: цветок — стебель — листья.
Обхватывая головку астры, георгина, ребё нок видит: цветок не
помещается в ладошке — крупный, пушистый. Малыш проводит
пальчиком по стеблю — длинный. Можно понюхать резеду, флоксы.
Какой аромат!.
Овощи,фрукты,ягоды. Удивительные открытия ждут ребёнка в огороде.
Оказывается, одни овощи открыто красуются на грядках, другие нужно
отыскивать в листве. «Балуются, прячутся», - решает малыш. А есть ведь
ещё и такие, которые сидят земле, и извлечь их оттуда непросто! Ребёнок
вытаскивает морковку. Ему становится понятен смысл загадки «Красная
девица сидит в темнице, а коса на улице». Дети осваивают понятие
«форма» (морковь продолговатая, луковица круглая, кабачок овальный,
«цвет», «величина», «характер поверхности» (репа гладкая, огурец
шероховатый, «колючий», картофель твёрдый, помидор мягкий). Они
пробуют овощи на вкус, спрашивают, какие можно есть сырыми, какие
можно варить. Вспоминают, кто из животных любит грызть морковку,
капусту. Малыши к 3 годам могут перечислить до трёх, старше до пяти
семи наименований овощей; при сравнении двух помидоров отмечают:
меньше — больше, легче — тяжелее, огурцы — короче — длиннее,
тоньше — толще.
Дети хорошо ориентируются во фруктах, могут показать, где растут
яблоки, сливы. Каждый с удовольствием рассказывают, какие фрукты и
ягоды они любят, понимают, почему нельзя сразу есть плоды и ягоды (не
помыли). У кустов малины можно рассказать детям, что в лесу ею
лакомятся птицы, медведи, ежи. А в конце осени, заметив редкие ягоды на
кустах, не следует поощрять желание малыша сорвать их. Намного ценнее
в этом случае формировать у детей щедрость, великодушие, вырабатывать
умение управлять собственными желаниями. Очень хочется ягод, но
ребёнок, подражая взрослому, говорит: «А малину только птичкам!» Вот и
молодец! Совсем большой! Малыши и трудиться умеют: с гордостью и
радостью вместе со взрослыми принимают участие в сборе урожая.
В один из солнечных осенних дней можно показать детям дары щедрой
осени : яблоки зелёные, красные, жёлтые; сливы фиолетовые, жёлтые,
тёмно-бордовые; виноград зелёный, чёрный и т. д. Пусть каждый
выбирает плод, который привлёк его внимание, исследует его и
рассказывает о нё м: крупный или мелкий, твёрдый или мягкий, гладкий
или шероховатый. Затем пробует его (сладкий, сочный, вдыхает аромат.
Листья,кусты,деревья. При лёгком ветерке с деревьев медленно летят
крупные, ярко раскрашенные листья. Они кружатся, опускаются на землю
и шуршат под ногами. Почему медленно падают? Лёгкие. Предложите
детям проверить: положи лист на стол и подуй на него.
Дети собирают пёстрые осенние листья в букет, составляют из них узоры,
чередуя по величине, цвету. Можно смастерить детям из листьев шапочки,
пояса, сумочки, скрепляя черенки листьев между собой.
Увидев, как дворник сгребает опавшие листья, дети тоже пытаются
собирать их, но вскоре забывают о своих благородных порывах, бредут,
загребая их ногами, прислушиваются к шуршанию листьев или начинают
подбрасывать листья вверх, хохочут, увидев, как они опускаются на
голову товарищу, на спину. Вот она радость. И всем нам, взрослым,
хочется, чтобы таких счастливых моментов у наших детей и внуков было
как можно больше.
Поиграли, а теперь можно и серьё зным делом заняться: подумать, чем
отличается куст от дерева. У куста и листья совсем рядом, можно
потрогать. А у дерева высокий ствол, ветки и листья видны — а не
достать. Толстое дерево можно обхватить, взявшись за руки вдвоём или
втроём. А тонкий ствол обхватит и один человек. Поиграйте, закрепляя
новые названия: «Раз, два, три — к дереву беги! Раз, два, три - к кусту
беги!». Организуйте прятки: «Ау! Ищите нас. Мы спрятались за кустом, за
деревом» и т. д. Озадачьте детей, предложив, предложив отыскать самое
красивое дерево. Полюбовавшись вдоволь деревом с красивыми осенними
листьями, дети начинают понимать, почему осень называют золотой.
Жёлуди,шишки. В парке детям очень нравиться собирать шишки,
жёлуди. Рассматривая этот природный материал, ребёнок может понять,
что значит гладкая и шероховатая поверхность, учиться сравнивать:
шишки — как ёжик; у жёлудя — шляпка, как у человека. Все дружно
решают: «Культурный жёлудь. Здоровается с нами — шляпу снимает».
Дети приносят дары леса домой. Покажите, в какие игры можно играть с
ними на детской площадке: по контуру, проведённому палочкой на песке
или мелом на асфальте, выкладывать из шишек сову, чебурашку из
желудей — кораблики, ракеты и т. д.
Грибы. В густой траве неожиданно показалась шляпка гриба. Не срывайте
его. Пусть дети любуются, приходят к нему в гости, наблюдают, как он
растёт. Гриб уже выше травы, выглядывает, ждёт ребят в гости. Это уже
гриб-великан, гриб-царь (так обогащается словарный запас ребёнка).
Ножка всё выше, шляпка всё больше. Можно рассказать, кому из лесных
жителей нужны грибы (в качестве лакомства, запасов на зиму, лекарства).
Систематические наблюдения позволяют детям отгадать загадку «Шляпка
да ножка — вот и весь Антошка». А если пришли и не нашли гриб —
значит, белочка заметила, утащила к себе на зиму или зайчик обрадовался,
полакомился. Тоже хорошо.
Если представиться возможность, покажите ребёнку в лесу или парке
белку, обратите внимание на её шубку, хвостик. Расскажите, чем питается,
как передвигается. Угостите белочку орешками, семечками.
Наблюдайтезанеживойприродой
Сезонныеипогодныеявления. В тёплый ласковый осенний денёк
обратите внимание детей на лёгкие белые облака, яркую синеву неба,
ласковое солнышко, жёлто - красное убранство растительного мира. И всё
это — золотая осень. Осень жёлтого цвета.
Но осень бывает и хмурой, дождливой, холодной. Тогда небо серое,
солнышка не видно и тучи огромные, чёрные. Такой день не радует
никого. Птицы спрятались, редкие прохожие идут под зонтами, спешат по
делам. И дети одеты в плащи, куртки, на ногах резиновые сапоги. Для чего
сапоги, зонты — дети расскажут сами. А у птиц нет сапог и зонтов. Вот
они и спрятались от дождя. В следующий раз уже во время сборов на
прогулку можно подготовить ребёнка к встрече с непогодой. Зачем
одеваем плащи, резиновые сапоги, перчатки? Холодно на улице, идёт
дождь. А на прогулке спросите : «Какие тучи, почему не видно солнышка,
птиц?» Можно послушать как завывает ветер, и подражать ему: «Ввв!
Ууу!» Это хорошее упражнение для артикуляционного аппарата. Обратите
внимание на то как ветер срывает последние листья и несёт их
далеко-далеко.
Можно прочитать стихотворение:
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далёкий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льётся,
Это время года
осенью зовётся.
(М. Ходякова)
Осеннему настроению созвучны строки В. Берестова:
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
Камешки,ракушки. Во время походов на опушку леса, в парк, к водоёму
дети увлечённо собирают камешки и ракушки. Собирательство —
любимое занятие детей. Придумайте этому занятию более увлекательную
форму — предложите собрать камешки только белого цвета, а потом
только серого, камешки маленькие, камешки интересной формы. Не
забывайте спросить, на что они похожи. Малышу нравится выполнять
ваше задание на развитие тактильных ощущений: «Проведи пальчиком по
камешку и ракушке и скажи, что гладкое, а что шероховатое».
Вернувшись на площадку, ребёнок начинает перебирать природный
материал, сортируя его, раскладывает по отдельным кучкам, может начать
выкладывать по контуру на песке или асфальте знакомые силуэты,
разнообразные узоры из камешков разного цвета или чередовать при
выкладывании жёлуди и камешки. Дети 5-6 лет нравится считать (много
— мало, от одного до четырёх и даже пяти, угощая кукол «конфетами»
(разнообразными камешками).
Заканчивается прогулка. Одни дети спокойно собираются домой, другие
капризничают, отказываются прекращать игру. Можно пойти детям
навстречу, дать ещё несколько минут, чтобы они смогли доиграть, а затем
предложить собрать свои игрушки. Приучайте детей к самостоятельности,
делайте это систематически, вырабатывайте навык, не упускайте момент!