Ольга Тамбовская
Консультация для родителей «Ориентировка в пространстве»
▼ Скачать
Многих родителей волнует вопрос : как научить ребенка ориентироваться в пространстве и когда это следует начинать. Давайте попробуем разобраться с этим вопросом.
Ориентировка в пространстве имеет большое значение для всех сторон деятельности человека, оказывает влияние на развитие его самосознания, личности в целом. Развитие у дошкольников различных способов восприятия пространства и прочных навыков ориентировки в пространстве считается важной задачей дошкольного образования.
Публикация «Консультация для родителей „Ориентировка в пространстве“» размещена в разделах
В дошкольном возрасте в процессе познания мира, ребёнок начинает понемногу
ориентироваться в пространстве. Взрослому необходимо помочь ему усвоить
основные представления о нём (верх-низ, на, под, около, за, лево право и т. д.). Умение
ориентироваться в пространстве развивает пространственное воображение, а оно в
свою очередь развивает мышление
Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировки в пространстве напрямую влияют на уровень его интеллектуального развития. Их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.
Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в
пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для
обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и многим другим дисциплинам, которые основаны на установлении
соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей. Обучить ребёнка ориентироваться в пространстве – одна из важных задач для развития умственных способностей ребёнка, его адаптации в окружающем мире. Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями.
Ориентация в пространстве, казалось бы, является чисто математическим, но в процессе работы по ознакомлению ребёнка с пространством решаются следующие задачи:
- освоение ребёнком ориентировки на собственном теле;
- ориентировка на внешних объектах (на любых предметах, на человеке).
- ориентировка по основным пространственным направлениям;
- формирование понимания пространственных отношений между предметами; - ориентировка в помещении
- осознание себя в окружающем мире; - развитие словарного запаса по пространственному ориентированию.
Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями.
СТОИТ ДО ШКОЛЫ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ :
- В схеме собственного тела;
- В окружающем пространстве;
- На плоскости;
- Восприятие пространственных отношений между предметами.
НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ:
1. Ориентировка «на себе»; освоение «схемы собственного тела»
Как правило, дети старшего дошкольного возраста неплохо ориентируются в схеме собственного тела по вертикальной и фронтальной оси, но не ориентируются в правой и левой частях тела. Поэтому особенное внимание следует уделить формированию понятий «левая сторона», «правая сторона» применительно к собственному телу ребенка. Сначала закрепляется “правая сторона”, при этом название «левой» дается позже.
Здесь чаще используются задания на поднятие правой или левой руки, показа правого уха правой рукой, левой – левого и т. д. Постепенно задания усложняются.
2. Ориентирование в окружающем пространстве
Игры на формирование ориентировки в окружающем пространстве с системой отсчета «от другого» и «от объекта»
3. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двухмерном пространстве)
4. Игры на восприятие пространственных отношений между предметами
Исследования ученых показали, что, если пространственные представления сформированы у ребенка недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития: при конструировании малышу бывает трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, у него нарушается графическая деятельность. Из-за того, что малышу трудно различить, как располагаются в пространстве отдельные элементы букв, запомнить их конфигурацию, он может писать некоторые буквы в зеркальном отображении: З вместо Е, R вместо Я. При письме нарушается высота, ширина и наклон буквы, что, конечно же, сказывается и на качестве, и скорости письма. Кроме того, у ребенка нередко возникают трудности при овладении чтением и счетом.
Используемые методы и приемы:
практические (игровые);
экспериментирование;
моделирование;
воссоздание;
преобразование;
конструирование.
Дидактические средства:
Наглядный материал (книги, компьютер) :
блоки Дьенеша,
палочки Кюизенера,
модели.
Форма организации детской деятельности:
индивидуально-творческая деятельность,
творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 детей,
учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия,
игровой тренинг.
Всё это опирается на развивающую среду, которую можно построить следующим образом:
1. Математические развлечения:
игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т. д. ,
игры головоломки,
задачи-шутки,
кроссворды,
ребусы.
2. Дидактические игры:
сенсорные,
моделирующего характера,
специально придуманные педагогами для обучения детей.
3. Развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей. Игры
основываются на моделировании, процессе поиска решений.
Картинки должны быть одним из наглядных пособий, хотя и важным, но не главным при
обучении ориентировки в пространстве. Главным наглядным пособием должны быть
действительные, вещественные предметы.
Нередко родители надеются, что с возрастом ребенок «выровняется», «подтянется», «станет стараться» и учеба пойдет на лад. Увы, это очень опасное заблуждение. С возрастом данные трудности сами по себе не проходят, а только усугубляются и способствуют возникновению новых проблем в обучении ребенка (появлению специфических ошибок на письме). Более того, если ребенку не будет оказана квалифицированная помощь специалиста, то сложности могут возникнуть и при изучении геометрии, географии, истории, иностранного языка и т. д.
Поэтому, чтобы в школе у малыша не было проблем, стоит уже сейчас уделить внимание играм, которые помогут ему сформировать и развить пространственные представления.
При работе с малышом можно использовать следующие задания:
подумай, нарисуй, расскажи. Подумай и составь предложения по картинке. Не забудь в своих предложениях употреблять слова: НА, В, ПОД, ЗА, ПЕРЕД, У, ОТ.
Например:
Также учат определять размещение предметов в пространстве, фиксировать их местонахождения впереди или сзади, справа или слева, ориентируясь «от себя», «от другого лица», «от любых предметов». Показываете сюжетную картинку и предлагаете определить местонахождения человека и предмета.
Затем ребёнок осваивает пространственные отношения между предметами по признаку их расположения, по линиям их основных и промежуточных направлений
Например: (перед домом детская площадка, справа от дома - гараж, слева алея, за домом – дорога).
Дети постепенно овладевают умением ориентироваться на плоскости (поверхность стола, лист бумаги, страница книги, тетрадь в клетку, верхняя её часть, нижняя, правая, левая, середина, выделяют её элементы (стороны, углы, середину).
Например: расположение игрушек на листе бумаги.
Какая игрушка расположена посередине листа? (неваляшка)
Какая игрушка расположена в левом верхнем углу листа? (пирамидка) и т. д.
Для игры с ребёнком можно взять составления узора из геометрических фигур по инструкции взрослого.
Например: расположи жёлтый овал посередине листа, вверху слева расположи красный квадрат, вверху справа синий треугольник, слева внизу розовый круг, справа внизу зелёный прямоугольник, по второй картинке ребёнок объясняет расположение фигур самостоятельно.
Ориентировка на плоскости умение сложное, поэтому требуется внимание с вашей стороны.
Ещё одна задача в содержании работы с детьми формирование понимания пространственных отношений между предметами.
Пространственные отношения позволяют ребёнку овладеть определёнными частями речи, многими наречиями.
Предлагаем игру «Кто или что, где находится?»
Берутся игрушки, либо картинки с игрушками, расположенными в ряд (5-6 игрушек). Детям задают вопросы : «Кто стоит между дедушкой и внучкой? Кто стоит между жучкой и мышкой? Кто стоит слева от внучки? Кто стоит справа от жучки? И т. д.»
При освоении пространственных представлений расширяется словарный запас детей, что имеет немаловажное значение, для будущих первоклассников. Полученные умения и навыки помогут ребёнку без особых сложностей осваивать школьную программу.
Ориентировка в пространстве листа необходима для успешной работы детей на уроках математике, чтения, письма, рисования, на уроках труда.
Уважаемые родители, для успешного обучения ребёнка в школе ориентировка в пространстве просто необходима.
На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие навыков ориентировки в пространстве.
Пространственные представления служат основой, на которой выстраиваются высшие психические процессы — мышление, письмо, чтение, счет. И если учесть, что мозг дошколенка развивается очень динамично, то родителям стоит добавлять к каждому общению с ребёнком еще и небольшую познавательную нагрузку.
Посему, знакомя его с понятиями «верх — низ — право — лево», мамы и папы ненавязчиво создают очень полезную «зону ближайшего развития», на которой успешно произрастают самые разнообразные знания и практические навыки.
К моменту поступления в школу дети должны наряду с другими знаниями, умениями и навыками хорошо ориентироваться в пространстве и во времени (дни недели, месяца года, время года, время суток).
Ребёнку необходимо научиться ориентироваться как на себе, так и на других объектах
и предметах.
Последовательность освоения понятий
3-4 года: впереди - сзади, вверху, внизу, начинаем изучать право - лево.
4-5 года: умение двигаться в заданном направлении, расположение различных
объектов и предметов по отношению к себе, и начинаем осваивать пространственные
отношения (далеко-близко).
5-6 лет: усовершенствование ранее изученных понятий. Начинаем учиться
ориентироваться на листе бумаги.
6-7 лет: продолжаем усовершенствовать ранее освоенные понятия, начинаем
знакомиться со схемой, планом.
Ориентировка на собственном теле является исходной в освоении ребенком пространственных направлений. Если ребенок путается в определении право-лево на собственном теле, то начните с игр на формирование этих понятий.
В 3-4 года необходимо научить малыша различать пространственные представления, связанные со своим телом. Для этого не надолго наденьте ребенку на правую руку детский браслет, часики, цветную резинку или обвяжите красивой ниточкой. Это поможет ребенку сформировать представление о правой стороне его тела. Другая же рука (нога, глаз, ухо) будут левыми.
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
«Верх-низ» Взрослый называет предметы или объекты, а ребёнок говорит, где это бывает вверху или внизу. Например, солнце - вверху, трава - внизу и т. д.
Можно заменить ответы детей на определённые действия. К примеру, когда ответ "верх" дети стоят, когда "низ" приседают.
«На, под, над» Для игры понадобятся игрушки. Ребёнок раскладывает их в соответствии с заданием взрослого (на, под или над чем либо).
«Что где?» Ребёнок называет все предметы расположенные справа или слева от него. Другие варианты игры: назвать предметы впереди, сзади.
В 4-5 лет ребёнок учиться определять расположение одной – двух игрушек. Помните, что основным источником познания дошкольника является чувственный опыт. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т. е. по сторонам собственного тела. Он практически соотносит предметы с частями тела: вверху - где голова, внизу - где ноги, право- где на руке браслетик (часики и другой опознавательный маркер).
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
«Далеко – близко, высоко- низко»
Такая игра с детьми подойдет как для дома, так и для прогулки. Попросите ребенка рассмотреть окружающие его предметы. Задавайте вопросы, что находится впереди, сзади, справа слева, что находится далеко, а что близко, что находиться высоко, а что низко? Затем попросите малыша повернуться (на 90 градусов, и спросите, что изменилось? и т. д.
Дидактические игры, направленные на пространственные представления с точки отсчета «от себя» : слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади
1. Дидактическая игра «Выставка фигур»
Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры».
Игровая задача: определять свое местонахождение среди сверстников.
Игровое правило: встать в позу и назвать, кто впереди и сзади стоит.
Игровое действие: взаимодействовать с воспитателем и сверстниками.
Содержание. Воспитатель приглашает пройти на ковёр и встать полукругом. Воспитатель предлагает детям поиграть в выставку фигур. Затем по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Оля подойди ко мне, Таня, встань так, чтобы Оля была сзади тебя. Миша встань перед Катей» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их встать в красивую позу и назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.
Дидактические игры, направленные на пространственные представления с точки отсчета «от предмета», «от другого человека»
2. Дидактическая игра «Сыщики»
Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.).
Игровая задача: найти игрушки и вернуть их на своё место.
Игровое правило: действовать в соответствии с заданной инструкции.
Игровое действие: взаимодействовать с игрушками.
Содержание. Воспитатель сообщает ребенку, что ночью в группе произошел переполох и все игрушки спрятались. Воспитатель предлагает ребенку поиграть в сыщика, найти игрушки по названым ориентирам, в соответствии с которыми ребенок движется к цели (т. е. к месту, где спрятана игрушка) и вернуть их на свои место. Ребенку предлагается, например, дойти до шкафа, повернуть направо, найти дорожку, дойти до поворота, повернуться налево и там искать спрятанную игрушку.
3. Дидактическая игра «Там, где я встану»
Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за, слева — справа, между, рядом с, около).
Игровая задача: найти жителей Лимонного царства.
Игровое правило: действовать в соответствии с заданной инструкции.
Игровое действие: взаимодействовать с воспитателем.
Содержание. Воспитатель сообщает детям, что из Лимонного царства сбежали фрукты и овощи и их нужно найти. На предметах в группе изображены цветные фрукты и овощи, ребенку даётся конверт с парным изображением. Воспитатель задаёт каждому инструкцию, по которой ребёнок должен отыскать место, где спрятано изображение. Когда инструкция выполнена, ребенок открывает конверт и проверяет правильность выбора. Например, Маша, подойди к столу, который находится перед дверью, слева от окна. Встань за этим столом справа. Кого ты видишь? Проверь своё ответ.
Дидактические игры, направленные на определение словом положение того или иного предмета по отношению к другому
4. Дидактическая игра «Что я загадал?»
Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за, слева — справа, между, рядом с, около).
Игровая задача: загадать предмет в группе.
Игровое правило: найти местоположение предмета.
Игровое действие: взаимодействовать друг с другом.
Содержание. Воспитатель предлагает ребенку загадать предмет, находящийся в группе. Например, часы, которые висят на стене. Вопросы необходимо задавать так, чтобы сначала искать не предмет, а место где он расположен. Другой ребенок задает вопросы, например: «Это висит на стене? Да. Это висит на дальней стене? Нет. Это висит рядом со шкафом? Да. Это часы? Да». Затем дети меняются ролями.
5. Дидактическая игра «Теремок»
Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение обозначать в речи взаимное расположение предметов в пространстве.
Игровая задача: назвать расположение персонажей.
Игровое правило: найти местоположение предмета.
Игровое действие: взаимодействовать с настольными фигурками персонажей из сказки «Теремок».
Содержание. Воспитатель сообщает детям, что все герои сказки «Теремок» пошли в лес и идут друг за другом, но тут у них возникает спор, кто за кем должен идти. Воспитатель спрашивает у детей, кто за кем идет, затем переставляет настольные фигурки персонажей и сообщает, что вдруг мышка говорит: "Я хочу идти впереди. Лисичка, иди на мое место. " ( Фигурки переставляются: мышка-первая, лисичка - последняя). Тут волк говорит: «Я хочу идти впереди. Мышка, иди на мое место». ( Составляется новый вариант ряда: волк - первый, он в начале ряда, мышка - в середине ряда). Воспитатель фиксирует внимание детей на новом местоположении предмета в ряду.
6. Дидактическая игра «Уборка в комнате»
Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение располагать изображение предметов в указанном направлении и отражать в речи их пространственное расположение.
Игровая задача: расположить предметы и мебель в комнате.
Игровое правило: расположить картинки в соответствии заданной инструкцией.
Игровое действие: взаимодействовать с картиной «комнаты».
Содержание 1. Воспитатель сообщает детям, что в группу пришли необычные картины и предлагает детям с ними поиграть, но с картин все предметы и мебель упали. Воспитатель предлагает детям вернуть предметы на места в соответствии инструкции. Например: в центр комнаты поставить стол, справа от него поставить стул, под столом положить коврик, на стол поставить вазу, слева поставить кровать, над кроватью повесить картину, справа от картины повесить часы. Затем, воспитатель спрашивает у каждого ребенка, куда он расположил тот или иной предмет.
Содержание 2. Воспитатель предлагает детям самостоятельно расположить предметы на картине. Воспитатель предлагает каждому ребенку описать координаты того места в комнате или координаты того предмета, которые ему нравятся больше всего. Далее те дети, которые выбрали один и тот же предмет или место, могут объединиться и рассказать остальным, почему это место или предмет им нравится больше всего.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы дети услышали, как об одном и том же месте (пространственных его характеристиках) можно сказать по-разному. Например: «. Больше всего мне нравится то, что находится слева от полки с игрушками».
7. Дидактическая игра «Магазин игрушек»
Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение обозначать в речи взаимное расположение предметов в пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за, слева — справа, между, рядом с, около).
Игровая задача: правильно сформулировать запрос на «покупку».
Игровое правило: найти и назвать расположение предметов.
Игровое действие: взаимодействовать друг с другом.
Содержание 1. Воспитатель сообщает детям, что Незнайка открыл магазин игрушек и просит назвать расположение игрушек. Вначале роль продавца удобнее давать кому-либо из детей, а роль покупателя — брать на себя воспитателю. Позже «покупателем» может становиться любой из детей, и роль продавца также может брать на себя ребенок. Важно, чтобы при этом дети не только правильно формулировали «запрос на покупку», но и правильно представляли себе тот объем и вес, который эта покупка может иметь. Так, условно говоря, если покупатель просит продать ему «три штуки товара, расположенного на полке под карандашами в самой правой ее части»— т. е. три ручки, — он может унести из магазина купленные вещи в ладони. Но если он покупает, скажем, два мяча и две лошадки-качалки, то без помощи дополнительных средств (сумки, друга или папы) ребенку не справиться.
Покупатель, придя в магазин, выполнив при этом все необходимые культурные ритуалы (приветствие продавца, обращение к нему на «Вы» и т. п., выбирает нужные ему товары, обозначая продавцу лишь четкое расположение «на витрине», где этот товар находится, и сообщает, сколько экземпляров или штук необходимого товара ему нужно, а «продавец» должен отгадать выбранный товар и назвать его. Например: «Я выбрал предмет, который находится вверху между медведем и мячом». При этом остальные дети, находящиеся на занятии, выступают в роли зрителей и соотносят «правильность» выбранного продавцом предмета.
Содержание 2. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть полки стеллажа и ответить на вопросы : сколько полок в магазине? Что находится на нижней (средней, верхней) полке? Сколько в магазине пирамидок (больших, маленьких?. На какой полке стоят пирамидки? Сколько в магазине матрешек (больших, маленьких? На какой полке они стоят? Сколько в магазине мячей (больших, маленьких? На какой полке они стоят? Что стоит слева от пирамида? Справа от пирамид, слева от мишки, справа от куклы, слева от стакана, справа от стакана? Что стоит между маленькими и большими мячами?
Дидактические игры, направленные на ориентировку в трехмерном пространстве, в движении ( усложнение: закрытыми глазами)
8. Дидактическая игра «Пешеходы»
Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве, в процессе активного передвижения; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.).
Игровая задача: передвигаться по правой стороне, не мешая друг другу.
Игровое правило: обменяться «домиками».
Игровое действие: взаимодействовать со сверстниками.
Оборудование: стулья, обручи, предметы из группы.
Содержание. Воспитатель предлагает детям поиграть в пешеходов. На полу групповой комнаты изображен тротуар, по которому будут идти «пешеходы». Рядом с тротуаром, с двух концов, ограничивающих его протяженность, расположены обручи (одинаковое количество) - это «дома». Дети стоят в обручах, они изображают жителей домов. После удачного перехода по тротуару дети, стоящие друг напротив друга, обмениваются «домами». Перед началом игры воспитатель объясняет, что пешеходы ходят по правой стороне тротуара и поэтому не мешают пешеходам, идущим им навстречу. Воспитатель побуждает ребенка обменяться «домиком» с ребенком, который стоял напротив него. Затем он вызывает двоих детей, стоящих друг против друга. Они идут по тротуару навстречу друг другу и тоже обмениваются «домиками». Затем идет следующая пара. Игра заканчивается, когда все дети обменяются «домиками» и окажутся с противоположной стороны.
Содержание 2. Ребенку предлагается пройти «по тротуару» до конца «тротуара», затем повернуться в пол оборота, снова определить правую сторону и вернуться назад к своему «домику». Как и в предыдущем содержании игры, одновременно навстречу друг другу идут двое детей. Воспитатель предлагает детям обменяться «подарками» (т. е. любыми предметами). При встрече на обратном пути они обмениваются «подарками», возвращаются к своему «домику», передают предмет следующему ребенку, который теперь отправляется по тому же пути навстречу другому ребенку, идущему с противоположного конца «тротуара».