Ольга Анатольевна Васильева
Консультация для родителей «Организация экскурсий как фактора развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Для того, чтобы у ребенка происходило своевременно развитие речи, необходимо организовать его знакомство с окружающей действительностью. Внешний мир, представленный сознательно, разумно и систематично, содействует накоплению пассивного словаря ребенка, что является необходимым в раннем возрасте. Второй не менее важной целью должно быть отражение этого мира восприятий в речи. Представление должно предшествовать слову, но слово должно следовать за представлением.
Публикация «Консультация для родителей „Организация экскурсий как фактора развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Познаваемые ребенком предметы и явления носят окраску человеческой речи, человеческих понятий, выраженных словом. Наблюдения должны вестись так, чтобы слово сопровождало и закрепляло наблюдаемое. Мы знаем, какую большую роль в развитии ребенка играет самообучение в раннем возрасте. По мере взросления ребенка роль взрослого становится значительнее и сложнее.
Экскурсии являются прекрасным способом развивать наблюдательность у ребенка, расширить его представления об окружающем мире, научить отражать в речи свои впечатления. Для того, чтобы получить максимум эффективности от экскурсий, необходимо соблюдать несколько условий:
- соответствие содержания возрасту и интересам ребенка;
- индивидуальные экскурсии более эффективны, чем групповые, так как ребенок требует личного внимания взрослого, больше возможности задать вопрос и получить на него ответ;
- экскурсия должна быть организована так, чтобы посторонние предметы и явления не отвлекали внимание ребенка от главного;
- живость, увлекательность вместо формальности, возможность двигаться, экспериментировать, играть дольше удержат внимание ребенка дошкольного возраста;
- взрослый, проводящий экскурсию, должен тщательно подготовится, наметить план, продумать ответы на возможные вопросы;
- в целях развития речи ребенка необходимо продумать речевые формы, которые будут использованы;
- закрепление полученных ребенком впечатлений сразу после проведения экскурсии недопустимо, так как внутренняя переработка восприятий требует времени.
Чем удачнее была проведена экскурсия, чем более она заинтересовала и увлекла ребенка, тем разнообразнее он будет в дальнейшем реагировать на нее – вспоминать, расспрашивать, отражать увиденное в играх, в изобразительной деятельности. Роль взрослого – поддержать интерес ребенка, беседовать с ним, оживляя воспоминания, стимулировать речевую активность.
Темы экскурсий могут быть различны – наш дом, наши площадки, почта, магазины, площадь, парк, река, лес и т. д. Наблюдения, обогащающие представления детей, попутно сознательно расширяют лексикон детей, знакомят их со словами полноценными, насыщенными конкретным содержанием.