Татьяна Юрьевна Гаврилова
Консультация для родителей. Организация совместной предметной деятельности — как главное условие развития общения
▼ Скачать + Заказать документы
Организация совместной предметной деятельности – как главное условие развития общения.
Цель: привлечение внимания родителей к совместной предметной деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в развитии общения.
Публикация «Консультация для родителей, Организация совместной предметной деятельности — как главное условие развития общения» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Своевременное и полноценное формирование речи ребенка в раннем возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешной познавательной деятельности.
Недопустима задержка и любое нарушение в ходе развития речи малыша. Она отразится на общем эмоциональном и физическом развитии ребенка.
У детей третьего года жизни - речь необходимо развивать как средство общения, т. е. создавать условия, при которых дети будут учиться устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику.
Первые слова ребенка появляются в ситуативно-деловом общении со взрослым. Чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку необходимо назвать его, т. е. произнести слово. Сам ребенок, без побуждения и поддержки взрослого, говорить никогда не начнет. В ситуативно-деловом общении взрослый постоянно ставит перед малышом речевую задачу: показывая ребенку новый предмет, он предлагает ему назвать этот предмет, т. е. произнести вслед за ним новое слово. Так, во взаимодействии со взрослым по поводу предметов возникает и развивается главное специфически человеческое средство общения, мышления и саморегуляции речь.
Для умственного развития ребенка, предметная деятельность имеет важное значение. Недостаточно просто быть внимательным к ребенку и играть с ним в игрушки. Нужно обязательно разговаривать, рассказывать о том, чего сам малыш еще не знает, не видел, расширять его представления о мире.
Как показали специальные исследования, развитие речи тесно связано с развитием двигательного анализатора: дети, хорошо владеющие речью, более активны, легче включаются в игры, четко связывают слово с движением. Особенно важно на третьем году развитие мелких точных движений кистей и пальцев рук, которые оказывают непосредственное стимулирующее действие на развитие речевого центра и артикуляционного аппарата. Целостная предметная деятельность, складывающаяся у ребенка к концу третьего года жизни, включает в себя три важнейших компонента:
1. Умение планировать свою деятельность, заранее мысленно предвидеть тот результат, который еще только предстоит получить на практике.
2. Умение подбирать такие способы действия, которые выстроены в логике поставленной цели и могут привести к получению нужного результата.
3. Умение самостоятельно сличать полученный результат с исходным замыслом (соответствует ли он поставленной цели).
У детей от двух до трех лет при условии правильно организованного ситуативно-делового общения все эти три компонента предметной деятельности постепенно складываются.
В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками.
Родители должны добиться того, чтобы малыш легко и свободно вступал в диалог со взрослыми и детьми. Нужно приучать детей выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых.
Очень важно стимулировать детей к комментированию (сопровождению речью) своих действий в предметной деятельности и постепенно упражнять в умении планировать свою деятельность (проговаривать вслух последующие действия).
В совместном со взрослым рассказывании используется следующий прием: взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает. Получается своеобразный диалог. Этот прием широко используется и при описании предметов и игрушек, и при составлении рассказов по картине, по игрушке, по серии картин, по набору игрушек, по потешке, по чистоговорке и пр.
1. Больше разговаривайте с ребенком, даже, если вам кажется, что он еще очень мал и не может вам ответить. Не заменяйте живое общение просмотром мультфильмов, компьютерными играми, даже, если они развивающего характера.
2. Расширяйте кругозор ребенка, рассказывайте ему об окружающем мире. Ваш рассказ будет служить ему ориентиром, образцом для подражания, лучшее средство обучения – пример.
3. Побуждайте его к рассказыванию. В общении с ребенком избегайте вопросов, предполагающих односложный ответ (да, нет). Формулируйте вопросы так, чтобы ребенок что – то рассказал.
4. Просите ребенка рассказать о своем рисунке или сами нарисуйте сюжет, а историю придумаете вместе.
5. Обсуждайте с ребенком взволновавшие его события, понравившуюся книжку, праздники и т. д.
Дети любят и подолгу занимаются строительным материалом (кубики, кирпичики, бруски, цилиндры и другие формы, разрезными картинками-пазлами и складными кубиками (в этом возрасте пригодны кубики и картинки, состоящие не более чем из 4—6 частей).
Для детей третьего года жизни нужны в первую очередь игрушки, при помощи которых он мог бы воспроизводить виденные им действия — кукла с различными предметами для игры с ними (посуда, мебель, кукольная одежда, игрушечные животные и птицы (заяц, мишка, собака, кошка, лошадь, петух, курица и т. п.).
Разборные игрушки (кубики, пирамиды, шары и др., коробки с набором мелких предметов (шарики, палочки, мелкие игрушечные животные, куколки) вызывают у детей разнообразные действия с ними, знакомят их с различными свойствами предметов (цвет, форма, размеры) и развивают движения пальцев и кистей рук.