Анна Назымок
Консультация для родителей «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная задача родителей и педагогов - совместно содействовать развитию инициативы, выдумки, проявлению художественных наклонностей, интересов, вкусов детей. Дети наиболее полно проявляют себя в самостоятельной творческой деятельности, особенно в домашних условиях, когда перед ними не стоят задачи изобразить что-то конкретное, преследуя при этом цель научиться передавать форму какого-то предмета или объекта. Дома ребёнок более раскрепощён, свободен в своём творчестве. Самостоятельная изобразительная деятельность – это такая практика детей, которая возникает по их инициативе, мотивируется их художественными запросами, интересами, их стремлением выразить свои жизненные впечатления, свою потребность в художественных переживаниях, и протекает без видимого руководства взрослого.
Публикация «Консультация для родителей „Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста дома“» размещена в разделах
Изодеятельность дает ребенку возможность выразить свое отношение к действительности. Ребенок учится смотреть и видеть, различать и сравнивать, вспоминать и запоминать, планировать и анализировать, воображать и фантазировать. Спрашивать и рассказывать, и объяснять. Развиваются все психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь). Укрепляется мелкая мускулатура рук, развивается ручная моторика. И развиваются способности детей.
Родителю следует учитывать то, что становление самостоятельной изобразительной деятельности происходит в том случае, когда у ребёнка накопится запас эстетических впечатлений и практический опыт рисования. Вне детского сада эстетические впечатления ребёнок может получить, рассматривая вместе с родителем иллюстрированную книгу, наблюдая за окружающим миром, произведениями искусства, только всегда нужно обращать внимание ребёнка на то, что красиво, говорить ему, почему этот предмет красив, выделять его особые свойства, цветовую гамму и т. д. Когда ребёнок научится видеть и понимать красоту, тогда он будет получать яркие впечатления от увиденного и стремление выразить их с помощью рисования станет более сильным.
Родитель может руководить самостоятельной изобразительной деятельностью своего ребёнка, используя особые косвенные методы: творческие задания, способствующие развитию детских замыслов (например, «Придумай и нарисуй красивый узор для ткани»). Поисковые ситуации, побуждающие детей к творчеству и самостоятельным действиям (например, «Подумай, как нарисовать дремучий лес»). Приёмы, направленные на самообучение детей (например, «Научись рисовать котёнка, а потом научишь сестрёнку рисовать его»).
Для тог чтобы сама изодеятельность была полноценной, необходимо создать соответствующие условия и дома. Наличие стола и стула для детского творчества, соответствующего росту ребенка и находящегося в хорошо освещенном месте Наличие и разнообразных материалов: Бумага. Картон. Краски (акварельные, гуашь). Баночка для воды. Цветные и простые карандаши. Фломастеры и маркеры. Кисти (мягкие и жесткие) разных размеров. Восковые мелки. Клей (ПВА или карандаш). Тканевая салфетка. Клеенка. Ножницы с закругленными концами. Пластилин. Стеки, штампики (ими могут стать колпачки от фломастеров, рельефные пуговицы) и т. п. Дощечка для лепки. Изобразительный материал должен находиться в доступном для ребенка месте (за исключением ножниц, чтобы он в любое время мог приступить к творчеству.
Заведите специальную папку, коробку для хранения детских работ. Хорошо если есть возможность найти практическое применение рисунку (аппликацию) оформить в рамку и повесить в комнате, подарить близкому человеку. Организованная таким образом предметная среда обеспечит материальную базу, для развития изодеятельности ребенка. Выше перечисленные материалы так же необходимы дошкольнику, как и игрушки. Внимание! В наборе цветных карандашей или красок, которые даются ребенку, должны быть все нужные ему тона. Часто родители дают ребенку только те цвета карандашей, которые, по их мнению, будут ему нужны. Из-за этого у детей теряется чувство цвета, потому нужно предоставлять им самим возможность выбора.
Правила рисования карандашом
1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным, не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.
2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет с боку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука – внизу линии. Так вести линию нужно для того чтобы видеть как рисуешь, тогда получится прямая линия.
3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.
4. Предмет прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановкой на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
5. Предметы округлой формы нужно рисовать одним движением, без остановки.
6. Закрашивая рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда и обратно.
7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.
8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.
9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.
10. Закрашивая рисунок нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить ярче, и слабо – если нужно закрасить светлее.
Какими красками лучше рисовать? Конечно же, рисунки, раскрашенные красками, гораздо красивее. Но приступать к рисованию ими нужно уже после того, как ребенок освоил рисование карандашами. Ведь краски стереть нельзя.
Акварельные краски – это прозрачные, легкие, воздушные краски, то есть такие, через которые всегда видно то, что ими закрашено. Ими лучше всего красить на белой бумаге, тогда рисунки получаются более яркими. Перед тем как начать красить, акварельные краски нужно смочить водой, чтобы они лучше набирались на кисточку. Для рисования лучше покупать набор красок из 12-16 цветов. Красить другим цветом по тому месту, где акварельная краска еще не просохла, нельзя, а то краски смешаются.
Гуашевые краски – плотные, непрозрачные, через них ничего не видно, они совершенно перекрывают то, на что положены. Этими красками можно красить по любой бумаге: цветной, оберточной, газетной, по картону – все равно под краской бумага не будет видна. Чтобы получить более светлый тон при рисовании гуашью, нужно добавить в краску белила. При рисовании гуашевыми красками нужно помнить, что при высыхании эти краски светлеют. Перед тем как макнуть кисть в другую краску необходимо ее промыть. Внимание! При рисовании красками важно использовать палитру. Палитра – это пластмассовая дощечка, на которой смешивают краски. Можно вместо палитры использовать чайное блюдечко или просто белый плотный лист бумаги или картона. Нужна также белая тряпочка – ею снимают лишнюю воду с кисточки и протирают кисточку после мытья.
Форма изображаемого предмета. Все предметы, которые мы рисуем, разные по форме, но условно эти формы можно разделить на пять видов. Это предметы, имеющие одинаковую форму и отличающиеся друг от друга только размерами (например, горошина маленькая, а мяч большой) : КРУГЛЫЕ (солнце, яблоко, мяч, часы и пр.); КВАДРАТНЫЕ (телевизор, коробка, стул, дом и пр.); ОВАЛЬНЫЕ (огурец, лодка, слива, и пр.); ТРЕУГОЛЬНЫЕ (ель, морковь, ракета, и пр.); ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ (пенал, шкаф, книга и пр.)
Аппликация – это присоединение элементов для получения изображения. Она развивает творческие способности и фантазию. Если нужно чем-то занять ребенка, цветная бумага – идеальный инструмент для творчества. Основным преимуществом аппликаций является развитие мелкой моторики рук. Даже если ребенок еще не совсем уверенно может держать в руках ножницы и вырезать, ему можно предоставить уже готовые образцы. Задачей ребенка будет приклеить их на бумагу. Это не только интересное занятие для любого непоседы, но и очень полезное. Внимание! Не забывайте, что это творческий процесс, а не работа по инструкции. Дайте возможность ребенку самостоятельно принимать решения. Возможно, получится совсем не то, что вы хотели увидеть, но эффект от такого занятия – это главное.
Подходите к процессу творчески, и используйте не только стандартные материалы. Ведь поделки для детей могут быть не только из бумаги, но и из других подручных материалов. Например, из ваты, скорлупок от яиц, манки, салфеток, пластилина и так далее. В зависимости от возраста и предпочтений ребенка, могут различаться и поделки.
Лепка положительно влияет на здоровье ребёнка. В процессе манипуляций с материалами для лепки идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка.
Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика — движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач — рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.
На столе, где будет работать ребенок, не должно быть ничего лишнего, кроме тех материалов и инструментов, которые могут понадобиться ему в процессе лепки.
Важно помнить, что во время занятий лепкой вам нужно быть рядом со своим ребенком, а в идеале сидеть с ним рядом и тоже лепить.
Очень важно создать для ребенка не только соответствующие материальные условия, но и психологические.
Организуйте интересную содержательную жизнь ребенка, обогащайте ее яркими впечатлениями, обеспечивайте эмоционально-интеллектуальный опыт т. к. именно он является основой творчества. Стимулируйте интерес и желание ребенка творить.
Верьте в его силы и говорите ему об этом. Будьте доброжелательными, искренне заинтересованными в общении с ребенком. Если ребенок увлеченно рисует или лепит самостоятельно и не просит вас о помощи – не вмешивайтесь. Ваше вмешательство будет расценено ребенком, как не уверенность в его способностях. Если ребенок просит, о помощи не отказывайте ему в этом помогите, но не делайте все за него. Говорите с ребенком о содержании рисунка, что он нарисовал, что еще нарисует. Пока технические навыки не совершенны, не акцентируйте на это внимание, а обратите внимание на аккуратность работы. Не позволяйте насмешек в сторону рисунка ребенка. Хвалите или критикуйте не ребенка, а его действия и их результат («мне так нравится, как ты слепил пирамидку, правда она немного кривая, давай ее выпрямим»). Поддерживайте ребенка при неудачах, но не обеспечивайте его переживания словами. «Нашел из-за чего плакать!», «Подумаешь, краска растеклась». Лучше окажите практическую помощь. Бережно и осторожно относитесь и результатам детской деятельности.
Такой подход в общении с ребенком не только обеспечит развитие творческой деятельности, но и укрепит с ним ваши отношения. Сделает их более близкими и доверительными, поможет ребенку чувствовать себя любимым и защищенным.
Спасибо за внимание!