Татьяна Федорищева
Консультация для родителей «Организация игровой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
«Организация игровой деятельности в семье»
(младший дошкольный возраст)
Цель: Знакомство родителей с традициями и формами игрового досуга в семьях, создание потенциальных условий для открытия новых возможностей игрового отражения мира ребёнка.
В современных условиях функционирования дошкольного образовательного учреждения необходима активная поддержка родителей, их участие в жизни группы и детского сада в целом. Именно в таком подходе к воспитанию и развитию детей можно вырастить человека, который имеет жажду к знаниям, умеет радоваться жизни, переживать окружающим и т. д., который может всё!
Любимым занятием детей разного возраста является игра – ведущий вид детской деятельности и результат интеграции общения, познания, труда. Формирование игровых умений у детей осуществляется в совместной игре ребёнка с взрослым, где взрослый выступает для ребёнка одновременно, как партнёр и как носитель формируемого способа игровой деятельности.
Игра, так же как и учение и труд, - это вид деятельности ребёнка, в процессе которой формируется его личность. Наблюдая за дошкольниками, нетрудно заметить, что они переносят в свои игры всё то, что видят, замечают, слышат вокруг себя. Они «ходят» на работу как мама и папа, сидя на перевернутом стульчике, изображают из себя шофёра или пассажиров транспорта, прибирают, готовят, гладят, стирают. Одним словом, копируют в своих играх взрослых, которые их окружают.
Отражая окружающую жизнь, игры развивают творческое отношение детей к жизни. Дети, исходя из своих первых наблюдений, из того, что им рассказывают, читают, сами выдумывают, дополняют своим воображением пока ещё ограниченные познания. В этом легко убедиться, если присмотреться, как играют разные дети в одинаковые игры.
В случае, когда взрослые постоянно осуществляют работу о расширении жизненных впечатлений своих детей, то это обязательно проявляется в играх, которые отражают не только жизнь семьи, но и труд людей разных профессий. В игре дошкольники начинают познавать мир, находят выход своей энергии, чувствам, учатся общаться с людьми.
Развитие игровой деятельности малышей невозможна без использования игрушек, которые позволяют успешно решать вопросы обучения, воспитания, развития детей.
В настоящее время у наших детей большое количество игрушек. Но случается так, что ребёнок с ними не играет, что малышам не свойственно по своей природк. Мы, взрослые, сердимся на ребёнка, расстраиваемся, что тратим деньги на игрушки, которые не используются.
Это происходит по одной единственной причине: ребёнок просто не умеет во всё это играть. Ведь те игрушки, которые ему дарят, покупают – ничего для ребёнка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть.
В совместной деятельности с детьми взрослый должен обязательно обыгрывать игрушки, показывая и подсказывая действия с ними. Нужно помнить, что игрушки для ребёнка – эта та среда, которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства. Игрушки учат общаться и познавать себя. Сейчас в магазинах огромный выбор игрушек. Кажется, что подобрать ту или иную игрушку не составляет большого труда. Но на деле оказывается, подбор игрушек – дело серьёзное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребёнка и прогресс его развития.
Выбирая игрушку для ребёнка нужно обязательно учитывать:
• возрастные особенности ребёнка,
• игрушка должна вызвать интерес прежде всего у ребёнка, а не у родителей,
• игрушка должна быть многофункциональной (чем больше действий сможет ребёнок выполнить с игрушкой, тем лучше,
• игрушка должна быть безопасной,
• иметь эстетичный и реальный вид,
• игрушка должна быть доброй.
Для успешного ориентирования в необъятной стихии рынка игрушек нужно обозначить вид и целевое назначение игрущек.
1. Сюжетные или образные игрушки – это фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Наши дети очень любят играть с куколками. Они их одушевляют, разговаривают с ними, кормят, купают, укладывают спать, лечат, т. е. учатся проявлять заботу.
2. Технические игрушки – это транспорт, конструкторы и т. п. Особой популярностью у наших детей пользуются разнообразные конструкторы: «лего», деревянный конструктор, модульный конструктор, которые развивают мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество и т. д.
3. Спортивно-моторные – эти игрушки способствуют повышению двигательной активности детей, развивают координацию движений, учат ориентироваться в пространстве.
4. Музыкальные игрушки – это игрушки, развивающие музыкальные и творческие способности ребёнка, формирующие начало музыкальной культуры. Наши дети очень любят пользоваться музыкальными инструментами, устраивают концерты.
5. Дидактические игрушки знакомят детей с цветом, формой, величиной предметов. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, умение доводить дело до конца.
6. Театральные игрушки служат целям эстетического воспитания, развивают речь детей, их воображение. В нашей группе дети с удовольствием используют в игре куклы би-ба-бо, маски, театральные костюмы.
7. Игрушки-заместители – эти игрушки дети с удовольствием используют в игре. В случае, если ребёнок по ходу игры не может найти какой-либо предмет, то он заменяет его другим или довольствуется деталями костюмов: например, стул превращается в автобус, кубики в еду и т. п.
Игрушка для ребёнка – это источник радости и мотив для игры. Она создаёт условия для развития, но в тоже время оставляет возможность для самостоятельного творчества. Поэтому, при покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать! Но сколько бы не было у детей игрушек, не забывайте о том, что общение ребёнка со взрослыми – это решающий фактор полноценного психического развития, а наиболее полно такое общение проявляется в совместной игре.
Эффективное использование игрушек и игр в проведении семейного досуга зависит от соблюдения ряда условий, которые обозначены ниже.
Тяга детей к подвижным играм тоже нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых. Нормальное физическое развитие невозможно без постоянного движения. Двигаться ребёнку просто необходимо. Ребята всех возрастов гораздо больше устают от недостатка движения, чем от его избытка. Вот почему они не всегда реагируют на замечания: «Перестань бегать», «Передохните немного». Подвижные игры развивают ловкость, силу, выносливость, интерес и любовь к спорту.
Для малышей 2-3 лет свойственно научение уверенной ходьбе, бегу, ползанью, лазанью, поэтому двигательное содержание подвижных игр для этого возраста основано этих движениях.
В одну и ту же игру можно играть несколько раз подряд (до 5 раз, в зависимости от настроения детей и характера двигательных заданий. Общая продолжительность подвижных игр составляет примерно 10—15 мин.
Солнечный зайчик. Возьмите фонарь и покажите ребенку, как от него на стене появляется желтое пятно: «Это солнечный зайчик». Предложите ребенку поймать ладошками «зайчика». Если «зайчик» окажется на полу – его можно ловить ногами.
Скачут побегайчики
Солнечные зайчики,
Мы зовем их — не идут,
Были тут — и нет их тут.
Прыг, прыг по углам,
Были там — и нет их там.
Где же зайчики? Ушли,
Мы нигде их не нашли.
У медведя во бору. Для этой игры необходимо участие двух взрослых. «Медведь» (один из взрослых) сидит на стульчике в углу комнаты и «спит». Другой взрослый вместе с ребенком (или детьми) ходит по лесу, собирает «грибы», «ягоды», они перекликаются: «Ау! Ау!». Затем взрослый и дети, взявшись за руки, начинают приближаться к «медведю» со словами:
У медведя во бору
Много шишек наберу,
А медведь слепой –
Не бежит за мной.
Веточка обломится –
Медведь за мной погонится!
На последнем слове «медведь» рычит (нежно, чтобы не испугать малышей) и бежит за играющими, ловя их.
Ещё одна интересная группа увлекательных и полезных игр – это те игры, которые развивают внимание, память, воображение, наблюдательность. Это дидактические игры. Часто они носят характер своеобразного соревнования и интересно проходят в семейной обстановке.
Сегодня в ассортименте магазинов представлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей раннего возраста, мы часто сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, основная масса игр ориентирована на детей постарше. Во-вторых, не всегда можно найти игру той направленности, какой хотелось бы. В-третьих, цены на такие игрушки часто доступны не всем. А ведь одной игры для малышей мало, им нужно развиваться в разных направлениях. Но вполне можно и самим сделать серию простых развивающих игр, затратив на это совсем немного времени и средств.
Дидактическая игра – это игра, с четко поставленной целью и системой контроля за ее достижением и процессом игры. Это обучающая игра, в которой смоделированы жизненные ситуации. Дидактические игры для детей очень важны, ведь ребенок учится новому и познает мир именно в игре и чем интереснее и более захватывающей она будет, тем эффективнее пойдет процесс обучения.
Дидактическая игра «Сухой бассейн». Цель: Развитие мелкой моторики, логического мышления. Нам понадобится:
- Крупы по мельче (манка, пшено и т. п.)
- "Домики" от игрушек в киндер-сюрпризах (как можно больше)
- Большая, но не очень глубокая емкость
- Маленькие игрушки (можно также из киндер-сюрпризов) в большом количестве.
"Домики" от киндер-сюрпризов наполняем крупами и вперемешку с игрушками засыпаем в емкость. Просим ребенка вынуть ту или иную игрушку или "домик".
Игра «Цветочки на полянке». Цель: Формирование умения выделять и называть цвет предметов, объединять предметы в группы по цвету.
На полу разложены цветы четырех основных цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Воспитатель сообщает детям, что сегодня у куклы Кати именины, и предлагает поздравить ее. Катя очень любит желтые цветочки. Давайте соберем букеты из желтых цветов. В ответ кукла благодарит малышей и хвалит.
В игру можно поиграть несколько раз, предлагая собрать букеты из цветов другого цвета. Играя в другой раз, предложите малышам собрать букеты других цветов.
В процессе игры спрашиваем детей: «Какого цвета у тебя букет?».
Дидактическая игра «Мишка спрятался». Цель: Развитие логического мышления, сообразительности, речевой активности. Вам понадобится:
- Игрушечный мишка (или любая другая игрушка, достаточно крупная, чтобы ребенок ее хорошо запомнил).
Изначально мы договариваемся, что хотим спрятать мишку. Вместе с ребенком ходим по комнате, изучаем, анализируем, где удобнее всего спрятаться мишке. Когда находим такое место (обязательно открытое и на уровне роста ребенка, сажаем туда мишку. Затем возвращаемся на исходную позицию, отвлекаемся (например, 10 раз хлопаем в ладоши) и пытаемся найти мишку.
Дидактическая игра «Зеркало (Обезьянка)». Цель: Развитие двигательных функций, внимания. Ребенок учится повторять движения.
Взрослый показывает движение, ребенок смотрит, потом пробует повторить. Если у ребенка не получается, очень важно подойти к нему и показать еще раз, но теперь оставаться в этом положении, пока кроха его не «скопирует».
Также можно совместно рисовать, лепить, клеить, т. е. творить! Дополнительный материал по игровой деятельности можно найти, обратившись непосредственно к воспитателю, в книжных изданиях, а также на просторах интернета.
Итак, игра пронизывает всю жизнь ребёнка, особенно дома. Поэтому не использовать её, как средство воспитания в семье – большое упущение. Но, и как всякое средство педагогического воздействия, воспитание в игре требует от родителей постоянных наблюдений, размышлений и необходимости время от времени жертвовать своим личным временем: оторваться вечером от телевизора, не сходить в кино. Вместе с тем игра несёт в себе обогащение эмоционального совместного опыта членов семьи, а также прививает навыки успешного и доверительного взаимодействия между ними.
Литература.
1. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Автор/составитель: Колдина Д. Н. – Издательство: М. : ТЦ Сфера, 2011.
2. Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет / [сост. Е. А. Страубе]. - М. : Эксмо, 2008.
3. Пилюгина Э. Г. Игры-занятия с малышом от рождения до трех лет. Развитие восприятия, цвета, формы и величины. - М. : Мозаика-Синтез, 2009.
4. Зверева О. Л., Галичева А. Н, Кротова Т. В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие - М. : ТЦ Сфера, 2009.
5. Леви В. Нестандартный ребенок, или Как воспитывать родителей. – Издательство: Клуб 36’6, 2014.