Ольга Ефременко
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой познавания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребенком в музее, кукольном театре, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «Много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда Ваш ребенок окажется пассивным существом, равнодушно относящийся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребенка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия.
Публикация «Консультация для родителей „Организация детского экспериментирования в домашних условиях“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребенок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например,
что быстрее растворится:
- морская соль
- пена для ванны
- хвойный экстракт
- кусочки мыла и т. д.
мыльные пузыри – из чего их лучше сделать:
- из мыла
- из шампуня
- из геля для душа
- из пены для ванны.
Почему получаются мыльные пузыри?
Молекулы воды и мыла соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
«Плавучесть веществ»
Опыт «Тонет – не тонет»
Вопросы:
- Как ты думаешь, что утонет, а что нет? (предметы, находящиеся в ванной комнате: мыло, флаконы из под шампуня, мыльница, игрушки, губка и т. д.).
- Как ты думаешь, что быстрее утонет? Почему? Давай проверим.
- Что надо сделать, чтобы губка утонула?
- Как ты думаешь, может ли утонуть эта пластмассовая мыльница? Что для этого нужно?
Кухня – это место, где ребенок обычно мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Но процесс приготовления еды может стать одним из моментов развития любознательности и исследовательской деятельности ребенка. Например, вы печете блины, пироги и добавляете в тесто дрожжи или соду, гашенную уксусом. Покажите ребенку, как появляется пена, предложите послушать, как шипит сода, когда в нее добавляют уксус.
Эта химическая реакция очень интересна ребенку. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнование между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых емкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберет в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столько воды, сколько хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы.
Важно, чтобы вопросы ребенка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратиться к справочной литературе. (Показ книг).
Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребенок рисует.
У него кончилась зеленая краска. Предложите ему сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получится, подскажите, что надо смешать 2 краски. Путем проб и ошибок ребенок найдет верное решение. Интересные эксперименты можно организовать с растениями. Сейчас весна, время посадок. Старайтесь привлечь детей к высаживанию овощей, цветов.
К сожалению, исследования показывают, что современные дети реже задают вопросы типа: «Почему?», «Зачем?», «Что будет, если?» Для побуждения дошкольников к таким вопросам необходимо развивать исследовательское поведение. В этом Вам помогут игры и опыты.
Несколько несложных по организации игр мы предлагаем Вам
1. Игры, цель которых – поиск, спрятанных предметов:
- «Горячо – холодно»;
- «Чудесный мешочек» (с одним и двумя отверстиями);
- «Что изменилось?» (на определение исчезнувших или поменявших свое местоположение в пространстве объектов или предметов).
2. Игры развивающего характера.
Игры с предметами
Цель – развитие зрительно-моторной координации и пространственной координации:
Задание №1 – достать любой предмет с завязанными глазами.
Задание №2 – построить в темноте башню из кубиков одной или двумя руками.
Задание №3 – кто быстрее соберет несколько предметов в указанном порядке (игрушки, канцтовары и пр.)
Игра «Узнай по звуку»
Цель – развитие слухового восприятия.
Задание: за ширмой «звучащие» предметы (из дерева, металла, стекла и пр.) Водящий по очереди постукивает по ним деревянной или металлической палочкой (послушайте, как они звучат, и отгадайте, что звучит).
Игра «Устойчивое внимание»
Цель – развитие произвольности внимания.
Задание – рассмотреть, стоящие рядом 3 предмета в течение 2-х минут и описать предмет, стоящий в середине.
Игра «Чувство времени»
Цель – развитие чувства времени, знакомство с эталоном «1минута».
Задание – предлагается выполнить задание в течение 1 минуты (можно поставить песочные, водные часы). Нарисовать что-то, сложить мозаику, сосчитать предметы и пр. После чего ответить на вопрос: «Что можно сделать за минуту?»
Несколько несложных по организации опытов мы предлагаем Вам.
Опыт «Маленькие химики»
На улице идет дождь и прогулку приходится отложить. Чем же занять ребенка дома? Может быть химией? Вашему малышу уже пятый год? Покажите ему, как, словно по волшебству, вода в обычной банке меняет свой цвет. В стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина (продается в аптеке). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте в раствор пищевой соды – раствор окрасится в интенсивный малиново-розовый цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус – раствор снова обесцветится.
Опыт «Вулкан»
Сильное впечатление на детей производит и такой опыт: добавьте в питьевую соду уксус так, как мы это делаем при изготовлении теста. Только соды должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Вылепите из пластилина «вулкан» - конус с отверстием наверху, разместите его на блюдце, насыпьте в отверстие соду и наливайте уксус прямо из бутылки сверху в отверстие (осторожно, не наклоняться). В какой-то момент пена начнет выплескиваться из вулкана, - такое зрелище ребенок запомнит надолго.
Опыт «Спрятанная картинка»
Цель – узнать, как маскируются животные.
Желтым мелком нарисуйте птичку на белой бумаге. Накройте картинку красным прозрачным пластиком (красная прозрачная папка из пластика). Желтая птичка исчезла. Объясните ребенку почему. Красный цвет – не чистый, он содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников.
Нам хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету
В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми красками радуги. Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
При организации детского экспериментирования с некоторыми предметами и веществами строго соблюдайте правила безопасности.
При работе с водой:
- береги воду;
- аккуратно пользуйся емкостью для воды;
- своевременно поддерживай порядок на рабочем месте, подтирай разлившуюся на стол или пол воду.
Можно прочитать стихи, которые очень просты и легко запоминаются:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
При работе с землей и песком:
- во время опыта не разбрасывай землю и песок;
- не три глаза грязными руками;
- если во время исследования запачкались руки – их необходимо вымыть;
Если сыплешь ты песок –
Рядом веник и совок.
При работе с красками
- не бери краски в рот;
- содержи место в порядке;
- не брызгай красками в товарища, будь осторожен.
При работе с зеркалом, стеклом:
- будь осторожен с зеркалом, стеклом оно может разбиться;
- если зеркало разбилось, не трогай осколки;
- солнечные зайчики вредны для глаз, не пускай их в глаза другим.
Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат – совок
И для мусора бачок –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
При работе с огнем
- опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослого, имея для этого специальное оборудование;
- работать надо на определенном расстоянии от огня, чтобы не обжечься.
Помни правило: огонь
Никогда один не тронь!
При работе с семенами
- неизвестные семена не стоит пробовать на вкус, они могут быть вредными для организма;
- чтобы не навредить себе, не засовывай их в рот или в нос.
По окончании работы:
Ты работу завершил?
Все на место положил?
Помочь ребенку убрать рабочее место.