Получи документы

Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность в жизни дошкольника»

Ольга Мармаза
Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность в жизни дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

“Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь”.

Мы любим всё красивое, ведь "Красота – спасёт мир", мы любим всё яркое, мы любим животных, мы любим цветы, мы любим ягоды. Влияние окружающей природы на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.

Публикация «Консультация для родителей „Опытно-экспериментальная деятельность в жизни дошкольника“» размещена в разделах

Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. В этой точке смыкаются современные педагогические взгляды и классические идеи. Свободная работа в развивающей среде – это возможность для ребенка осуществить самостоятельный поиск, возможность запустить в действие внутреннюю программу саморазвития.

Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организованный педагогами, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающего мира, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной опытно-экспериментальной деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами познания – средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.

С другой стороны, как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это обязывает воспитателя строить процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным способом, а путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира.

Как известно, дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников", которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных чувств.

В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский).

Основные принципы:

1. Постепенное – в течение учебного года и от возраста к возрасту – наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их взаимосвязи с внешними условиями;

2. Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое познание растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем – объектов природы, которые можно продемонстрировать с помощью различной наглядности;

3. Постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их сходству;

4. Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности – систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОУ.

Основные методы:

– элементарные опыты;

– экологические проекты;

– проблемные и поисковые ситуации;

– моделирование объектов природы.

"Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму".

Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Публикации по теме:

Консультация для родителей и педагогов «Здоровый образ жизни дошкольника»Консультация для родителей и педагогов «Здоровый образ жизни дошкольника» Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким и тем понятнее.

Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой»Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой» Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой» В рамках тематической недели опытов и экспериментов в нашем детском саду один.

Фотоотчёт «Сидим дома с пользой. Опытно-экспериментальная деятельность»Фотоотчёт «Сидим дома с пользой. Опытно-экспериментальная деятельность» Фотоотчёт «Сидим дома с пользой. Опытно-экспериментальная деятельность» В рамках тематической недели «Мир вокруг нас» в нашем ДОУ проводилась.

Консультация для родителей «Игра в жизни дошкольника»Консультация для родителей «Игра в жизни дошкольника» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА"Игра занимает важное место в жизни дошкольника. В игре происходит развитие ребенка,.

Консультация для воспитателей и родителей «Труд в жизни дошкольника»Консультация для воспитателей и родителей «Труд в жизни дошкольника» Программой воспитания детей в детском саду, предусмотрено трудовое воспитание детей. Воспитателю нужно, создать условия для того чтобы каждый.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ об опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе. На этот раз мы проводили.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды в твердом состоянии»Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды в твердом состоянии» Опытно-экспериментальная деятельность "Свойства воды в твердом состоянии" Дорогие друзья и гости моей странички, доброе время суток.

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «В лаборатории молока»Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «В лаборатории молока» ПредисловиеОднажды в школе на родительском собрании я получила контрольную работу своей дочери. За один пункт мне стало стыдно по-настоящему.

Работа с радужным песком. Опытно-экспериментальная деятельностьРабота с радужным песком. Опытно-экспериментальная деятельность Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт-Петербург, Белоусова Л. Е. Задачи: • Вовлечение детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность в жизни дошкольника»
Опубликовано: 1 октября 2020 в 17:31
+76Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность в жизни дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мармаза (УИ 1427706) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД