вера кудасова
Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети по природе любознательны.
Детей привлекают разнообразные явления и объекты окружающего мира. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. А основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно, в результате опытнической деятельности и последующего анализа найти ответы на интересующие его вопросы. Для этого в группе создаются условия к исследовательской деятельности детей, что способствует развитию у них познавательной активности и воображения.
Публикация «Консультация для родителей „Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе детского сада“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг его интересов и возникают всё новые и новые вопросы: «Почему?», «Как?» «При каких условиях это происходит?», «Что будет, если?», «Как поведёт себя объект, когда?»
Организуя занятия по опытно-экспериментальной деятельности, воспитатель учитывает возрастные особенности дошкольников, уровень психического развития и мышления:
• Высокая степень любознательности. Ребёнка 4-5 лет легко увлекается каким-либо предметом или процессом, вот почему знания не предлагают заучивать, а побуждают их добывать.
• Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Дети экспериментируют осознанно, для выяснения конечного результата. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулировки выводов.
• Стремление к активной коммуникации. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. К периоду старшего дошкольного возраста у них будет развита способность к выдвижению гипотез. Для формирования этого умения в средней группе важно совершенствовать навыки устной речи, проводить развёрнутые беседы познавательной направленности.
• Достаточная развитость мелкой моторики. Дети отлично управляются с различными инструментами, приборами и мелкими элементами. Для совершенствования работы кистей обеих рук и координации движений следует задействовать в опытно-экспериментальной деятельности разнообразные материалы (песок, в т. ч. кинетический, глина, камешки и др.) и инструменты (лупы, пипетки, совочки и др.).
Цели и задачи экспериментирования в средней группе
Проведение опытов и экспериментов даёт возможность сформировать и расширить представление воспитанников о свойствах объектов окружающего мира практическим путём. Цель организации опытно- экспериментальной деятельности в средней группе – развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за физическими процессами. Темы для экспериментирования подбираются в соответствии с утверждённой образовательной программой, на каждом занятии обеспечивается безопасность проведения каждого исследования.
Виды опытно-экспериментальной деятельности
По характеру познавательной деятельности воспитанников можно выделить три вида детского экспериментирования.
Иллюстративное экспериментирование. Детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает знакомые факты. Например, дети знают, что куличи лучше всего получаются из влажного песка. Опыты на способность песка впитывать воду и держать форму иллюстрируют этот факт.
Поисковое экспериментирование. Результат названных действий над объектами неизвестен, его предлагается получить опытным путём. Дети знают, что растения пьют воду, но как жидкость движется по стеблю и листьям, им неизвестно. Для выяснения это вопроса проводится эксперимент с подкрашенной водой и листьями китайской капусты: листья оставляют на ночь в стаканах, а утром видят, что они приобрели цвет той жидкости,
которую «пили» ночью. Ребята приходят к выводу, что потребляемая корнем или срезом вода движется в растениях снизу вверх.
Познавательное экспериментирование. На занятии создаются такие учебные условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования для поиска ответов. Этот вид экспериментирования является практической составляющей обучающего метода решения познавательных задач. В качестве примера можно привести игру-эксперимент
«Освобождение бусин из ледяного плена» : сказочная героиня спешила в гости и зацепилась бусами за ветку дерева, нитка порвалась, бусины рассыпались и покрылись слоем льда. Перед ребятами ставится задача – помочь героине, высвободив бусинки изо льда. Дети выбирают способы растапливания ледяных кубиков (теплом пальцем и ладоней, дыханием, около батареи, в горячей воде, на солнечном подоконнике, тем самым узнают о способах нагревания и передачи тепла.
Оформление центра экспериментирования
Организация предметно-пространственной среды в рамках развития практических навыков дошкольников заключается в создании центра экспериментирования или мини-лаборатории в помещении группы. В этом познавательном уголке хранятся материалы для самостоятельных исследований:
1. Природный и бросовый материалы: веточки, скорлупки, семена,
колпачки от фломастеров, обёртки, коробки, бумага разного
качества;
2. неструктурированные материалы:, соль, сода, мука, сахар;
3. другие материалы: образцы пластмассы, тканей, бумаги, резины;
4. приборы: магниты, цветные линзы, лупы, линейки, весы, лампа и
фонарики, бинокли;
5. сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, пластковые бутылки, пузырьки;
6. медицинские материалы: резиновые перчатки, шприцы без иглы, ватные диски и палочки, бинт-марля.
7. фартуки, косынки, нарукавники.
Доступ к материальной базе уголка открыт каждому воспитаннику. Здесь предусмотрен рабочий стол и стульчики для юных исследователей. Однако исследовать вещества из раздела «Медицинские материалы» разрешается только в присутствии педагога, после повторения воспитанниками правил техники безопасности.
В центре экспериментирования есть зона песка и воды: здесь дети проводят опыты, играют и просто отдыхают.
Оформляется исследовательский уголок фотографиями детских экспериментов, выставкой созданных воспитанниками моделей, плакатами и стенгазетами.
Познавательный центр имеет забавное название: «Познавай-ка»
В центре есть паспорт центра экспериментирования, где указывает его оснащённости и цели функционировании и подробно описывает возможные опыты. Для рассматривания воспитанниками в центре есть альбом и картотека с названиями этих опытов, фотографиями/картинками или символьными схемами проведения. Если ребёнка заинтересовал какой-либо опыт из альбома, он пробует найти необходимые для него вещества/приборы и экспериментирует в рабочей зоне.
Современная система дошкольного образования направлена на воспитание разносторонней личности в ребёнке. Занятия по опытно- экспериментальной деятельности делают детей уверенными в постановке вопросов и разрешении проблемных ситуаций. В детях не угасает любознательность, получение знаний опытным путём даёт возможность почувствовать себя первооткрывателями. Дошкольники хотят знать всё об окружающем их мире и применять ценные знания с умом.
Список литературы
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2005.
3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду - М. :Сфера, 2004.
4. Шумакова Н. Б. Диалог и развитие творческой активности у детей. //Развитие творческой активности дошкольников/ Под ред. Матюшкина А. М. [Текст] / Шумакова Н. Б. М. : Педагогика, 2001.