Чернеева Татьяна
Консультация для родителей «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики).
Цель: расширять запас слов, согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова, использовать в речи предложения, учить составлять из частей целое.
Развивать внимание. Купив игру, не стоит сразу давать ее ребенку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес.
Публикация «Консультация для родителей „Обогащение словаря ребенка в домашних условиях“» размещена в разделах
Вначале родители сами должны познакомиться с игрой, а потом, объяснить ее ребенку. Первый раз на протяжении 10-15 минут необходимо поиграть вместе с ребенком.
В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно сначала рассмотреть целые картинки-образцы и спросить: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты?», «Что можно сделать из фруктов?». После беседы объяснить: «Вот перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у нее листья, и подбери необходимые картинки».
Родители могут начать складывать картинку, а далее ребенок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков. Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала необходимо провести беседу или попросить рассказать содержание картинки.
Словесные игры :
«Что в мешочке?» В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты, и т. д.). Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает. Ребенок (вытаскивает предмет и говорит, например, про мяч). Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол.
«Что из чего сделано?»
Взрослый (говорит ребенку). В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан?
Взрослый. Какой стол, если он сделан из дерева? Дети. Деревянный.
Взрослый. Стакан из стекла? Дети. Стеклянный.
Взрослый. Ключи из стали? Дети. Стальные и т. д.
«Кто как работает?»
Взрослый рассказывает детям, что есть очень много профессий.
Взрослый. Что делает врач? Дети. Врач лечит больных. Делает операции. Выезжает на «скорой помощи» и т. д. Можно спросить у детей, знают ли они, кто взрослый по профессии, где работает? Выслушайте рассказ ребенка, а затем поправьте его.
«Что я не так сказала?» Взрослый (ребенку). Внимательно послушай, правильно ли я называю домашних животных : корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц. Ребенок исправляет ошибки.
«Придумай предложение» Взрослый называет предложение, а ребенок должен добавить несколько слов, сочетающихся с данными. Взрослый. «Солнце греет». Ребенок. «Солнце греет, птички поют», «Солнце греет, снег тает».
«Скажи наоборот» Научить подбирать антонимы к словам. Взрослый. Я вижу высокий дом. Ребенок. Я вижу низкий дом. Взрослый. У меня широкая лента. Ребенок. У меня узкая лента. Взрослый. Зима холодная. Ребёнок. Зима тёплая. Дидактические упражнения :Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребенком дидактические упражнения. Во время обеда, ужина использовать можно такие пословицы, как «кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду», «Захочешь кушать - руку протянешь». Если ребенок выполняет поручения без желания, отказывается, следует сказать: «Без труда ничего и не сделаешь», «Поспешишь - людей насмешишь», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнешь», «Лентяю всё некогда». Выходные дни желательно проводить на природе, так как она открывает много возможностей для пополнения знаний и словаря дошкольника пословицами, например: «Много снега - много хлеба», «Зимой солнце светит, да не греет», «Осенняя муха больно кусает», «Без ветра и трава не шелестит», «Синица пищит, зиму вещает», «Летний день год кормит».
Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, играя с ребенком, во время принятия пищи:
«Белый камень в воде тает». (Сахар)
«В одной бочке два теста». (Яйцо)
«В воде растает, в воде любуется, а кинь в воду - испугается». (Соль)
«Без окон, без дверей, полна горница людей» (Огурец, тыква)
Во время прогулки можно загадывать загадки про явления природы:
«Сам не бежит, а стоять не велит». (Мороз)
«Невидимка ходит по лесу, все деревья раздевает». (Осень)
Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению (шить, пришить, вышивать, зашивать, которые дети нередко путают, объяснять переносные значения («золотые руки», «каменное сердце»).
Упражняйте детей в подборе прилагательных. На вопрос «какая лиса?» ребенок должен ответить : «Рыжая, хитрая», «Какой помидор?» - «Красный, круглый». Словами «хорошая», «красивая» дети характеризуют все, что им нравится. Взрослому необходимо поправить: «интересная» книга, «высокое» дерево.
Обогащение бытового словаря в семье.
Протирая посуду, спросите, как называется каждый предмет, и уточните: «Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо - борщ, суп. Это мелкие тарелки, в них кладут второе - котлеты с гарниром, а это салатница - ее используют для салатов». Учите обобщать слова : кастрюля, тарелка, чашка - ребенок (отвечает обобщающим словом). Посуда. Таким же образом можно познакомить детей с профессиями, орудиями труда, бытовой техникой, действиями людей, Очень важно, чтобы ребенок слушал внимательно. Следует предложить ему самому что-нибудь сделать, например, закрутить шуруп или постирать и погладить платочек. Ребенку будет очень интересно. Выходя на прогулку, необходимо обратить внимание на деревья, траву, птиц; спросить, знает ли он, например, чем отличается береза от дуба; рассказать ему что-то новое.