Татьяна Уставщикова
Консультация для родителей «О вопросах и ответах»
▼ Скачать + Заказать документы
С первых дней у малыша появляется жажда активной деятельности, стремление познать окружающие предметы и явления. Малышу все надо потрогать, пощупать, «попробовать на зуб». У него достаточно быстро создается круг представлений «обо всем понемногу» на понятном ему уровне. Происходит систематизация имеющихся знаний, своеобразная расстановка по полочкам-понятиям. Ребенок движется от непонятного к понятному, от незнания к знанию, словно поднимается по невидимой лесенке.
Публикация «Консультация для родителей „О вопросах и ответах“» размещена в разделах
Взрослые нередко стремятся поделиться своим опытом, охотно поучая, объясняя, желая уберечь детей от ошибок и, казалось бы, ребенку остается только усвоить готовые знания и опыт, использовать их в нужное время в нужном месте. Однако этого не происходит. Мамы недоумевают, папы сердятся: Сколько можно говорить?
А что ребенок? Просто познавать мир он хочет сам. А потом делиться своими открытиями с другими: с мамой, с другом в детском саду, с любимым плюшевым мишкой.
О чем и как разговаривать с детьми?
Прежде всего, о том, что интересует ребенка.
А интересовать его может многое и самое неожиданное.
Например: Если рыба дышит жабрами, то почему они у нее не на носу, а на ушах?
Отвечая на детские вопросы, следует знать, что:
Во-первых, детские «почему» имеют огромное значение и отражают динамику умственного развития ребенка, поэтому их надо всячески поощрять.
Во-вторых, детские вопросы подсказывают взрослому, что ребенок открыт для интеллектуального общения и стремится к нему. НО: диалог будет развиваться, если каждый из его участников испытывает интерес к суждениям другого. Когда каждый может и хочет высказать свое мнение, способен выслушать собеседника, принять его точку зрения или доброжелательно возразить.
Отвечая ребенку, сначала важно понять, как понимает ситуацию ребенок, каковы его суждения по данному поводу. Чаще всего у него имеются свои соображения, и он охотно делится ими с собеседником. Бывает, в силу недостаточности знаний, суждения ребенка звучат наивно и смешно, порою в корне неверно.
Принимать суждения детей нужно без насмешки, уважая мнение малыша и корректно поясняя ситуацию.
Иногда вопросы, возникающие у ребенка, требуют наблюдения, и даже эксперимента. Поэтому не спешите давать ответ на вопрос ребенка. Дайте возможность сделать это ему самому.
Например, что быстрее растает: снег или лед?
Возьмем две тарелки. На одну положим лед, на другую снег. Возьмем часы или секундомер. Замечаем время. Наблюдаем за происходящим. Обсуждаем и объясняем увиденное. Помогаем ответить на вопрос: почему снег растаял быстрее льда?
В подобных ситуациях ребенок сам получает жизненный опыт, знания. Взрослый лишь помогает ему в этом, направляя поиск ответа, вывода, и в итоге развивая любознательность, наблюдательность ребенка.
Дети обожают слушать истории из жизни мамы, папы, бабушки, старших детей в семье. Им интересны воспоминания близких об их детских промахах, заблуждениях, ошибках. Анализ таких жизненных эпизодов показывает, что некоторые вопросы остаются «вечными». Каждое новое поколение детей вновь и вновь задает их. Например, почему не падает солнце на Землю? Откуда берутся дети?
Ребенка не удовлетворяет далекая перспектива: пойдешь в школу - узнаешь. Ему нужен ответ незамедлительно. Вот тут и возникает удобная возможность приобщить ребенка к книге, к познавательной и справочной литературе. Многое можно узнать даже в дошкольном возрасте, читая книги, детские энциклопедии вместе с ребенком.
Любознательность, стремление понять окружающее и постигнуть его тайны – это качества, которые формируются в дошкольном детстве. Если не удается сформировать эти качества в первые 5-6 лет жизни, то восполнить этот недостаток в другие периоды жизни бывает очень сложно. Не зря народная мудрость гласит: «Что узнал в детстве – высечено на камне, что узнал в старости – написано на льду».