вероника саматова
Консультация для родителей «О семейном чтении и его роли в воспитании ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение художественной литературы - сильное действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее
огромное влияние на развитие и обогащение речи. Художественная литература обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Чуткость ребёнка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, ещё до умения читать начинает складываться начитанность, в школу он приходит с обширным литературным багажом и умением воспринимать поэзию и прозу.
Дошкольный возраст благоприятен для воспитания вдумчивого чтения, потому что ещё нет гонки за сюжетом, свойственной подросткам, а есть внимание к подробностям и слову.
При чтении книги родители акцентируют внимание малыша на тех моментах, которые важны для воспитания именно их ребёнка. Во время чтения происходит формирование отношения маленького человека к окружающему миру. Кроме того, при этом он обучается общению с другими людьми.
Культура обращения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению. В этих семьях существует традиция семейного чтения, когда изо дня в день, сколько помнит себя ребенок, в семье читают книгу вслух, интересную для всей семьи. Когда ребенок подрастает, то тоже включается в этот процесс. В таких семьях ребенок с самого раннего возраста видит, как почитается в семье книга, чувствует уважение членов семьи к читательскому интересу каждого; поэтому любовь у ребенка к чтению проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого нет в семье, то не поздно еще начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Ещё лучше, если обстановка усиливает восприятие. Например, вечером, когда темно и полумрак за окном настраивает на сказочный, фантастический лад, можно читать сказки. Никогда не надо переутомлять ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать. Но не забывайте, что ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Проводить чтения-беседы «Вопрос- ответ»; вместе (хорoм) рассказывать сказки.
Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок попеременно - то отвечает, то сам задаёт вопросы.
Очень любят дети повторное чтение. Повторное чтение тренирует память и развивает речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить самостоятельность: наизусть читать стихи, пересказывать сказки и рассказы, делать к ним рисунки. Любящие родители – первые слушатели и собеседники своих детей.
Когда ребёнок научится читать, читайте вместе с ним. Одну строчку читает он, другую строчку мама или папа, подсказывайте слова, где ребёнок запинается и вообще вдвоём веселее читать.
Но бывает и так: дошкольник любит книги, а, став школьником, не хочет читать. Как и почему затухает интерес и привычка к книге, воспитанная в раннем детстве?
Беда в том, что, едва ребёнок овладевает грамотой, ему перестают читать, ошибочно полагая, что тем самым побуждают к самостоятельному чтению. Это заблуждение. У ребёнка ещё слабая техника чтения, и он не может быстро читать интересные для себя книги. Читать надо детям вслух не только всё дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником.
Необходимо определить интересы вашего ребенка: что ему нравится, чем он интересуется.
Вместе с ребенком постараться выбрать книгу с красочной иллюстрацией и крупным шрифтом, которая соответствовала бы интересам ребенка, чтобы он смог прочитать ее легко, не запинаясь, и получить от этого удовольствие. Почувствовать успех. Это книги с небольшим текстом и большими буквами. Слабо читающие дети любят стихи, комиксы. Их легче читать, т. к. в комиксах много картинок и мало текста.
Обязательно надо слушать, как ребенок читает, а после чтения поговорить с ребенком o прочитанном тексте, пусть он почувствует интерес и ему будет приятно. При беседе с ребенком необходимо стараться избегать критических замечаний относительно самого чтения и не задавать вопросов типа: «Что тут главное?», «Какова основная мысль рассказа?». Такими вопросами родители могут сломать хрупкий момент личностного восприятия, нажимая сразу на понимание. Лучше спросить ребенка: «Что или кто тебе понравился? Или не понравился и почему?», «Какой цвет или запах может быть у этой сказки, стихотворения?», «Какую ты здесь услышал музыку?». Ребенок раскроет вам свои чувства, и вы постарайтесь тоже ответить.
Как организовать домашнее чтение
«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»
К. И. Чуковский
Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.).
В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу ребенок настраивался на восприятие книги.
Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает малыша, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно». 1,5-2-х годовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.
Пассивно слушать ребенок может намного дольше (он то отключается, то слушает вновь). Но помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.
Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.
Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.
Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.
Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.
Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.
Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.
Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком.
Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:
• Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
• Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
• Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
• Обсуждайте прочитанную детскую книгу всей семьей.
• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
• Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
• Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
• Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
• Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
• Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
• Воспитывайте бережное отношение к книге.
• Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Перечень художественной литературы, который можно предложить ребенку в 3-4 года
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички.
«Пальчик-мальчик», «Заинька, попляши», «Ночь пришла», «Сорока, сорока»,
«Еду, еду к бабе, к деду», «Тили-бом!Тили-бом!», «Как у нашего кота»,
«Сидит белка на тележке», «Ай, качи, качи, качи.», «Жили у бабуси.»,
«Чики-чики-чикалочки», «Кисонька-мурысонька», «Заря-заряница», «Травка-
муравка», «На улице три курицы», «Тень, тень, потетень», «Курочка-
рябушечка», «Дождик, дождик, пуще.», «Божья коровка», «Радуга-дуга.»
Сказки.
«Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Репка».
Боголюбская М. - «Кот, петух и лиса».
Благигина Е. обр- «Рукавички», «Коза дереза».
Булатова М. – «Гуси лебеди», «Снегурочка и Лиса».
Булатова М. обр- «Бычок-чёрный бочок, белые копытца».
Даль В. – «Лиса и заяц»
Сагдулла Ш. - «Упрямые козы».
Серов М. обр- «У страха глаза велики».
Чарушина Е. обр – «Теремок»
Рассказы
Бианки В. - «Купание медвежат».
Воронкова Л. - «Маша растеряша».
Дмитриев Ю. «Синий шалашик».
Зощенко М. - «Умная птичка».
Носов Н. - «Ступеньки».
Сутеев В. - «Три котёнка».
Толстой А. – «Петушки», «Еж», «Лиса».
Ушинский К. - «Петушок с семьёй», «Уточки», «Васька», «Лиса-
Патрикеевна»
Поэзия
Бальмонт К. - «Осень», «Комарики-макарики».
Блок А. - «Зайчик».
Заблоцкий Н. - «Как мыши с котом воевали».
Маршак С. – «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый
полосатый».
Маяковский В. - «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница
— то слон, то львица».
Михалков С. - «Песенка друзей».
Мошковская Э. - «Жадина».
Токмакова И. - «Медведь».
Чуковский К. - «Краденое солнце», «Путаница», «Мойдодыр», «Муха-
цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево»,
«Черепаха».