Кожушко Татьяна
Консультация для родителей «О развитии звуковой культуры речи младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
О развитии звуковой культуры речи младших дошкольников.
Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Прежде всего, ребенок начинает посещать детский сад. У него появляется много новых контактов, он впервые вынужден (в хорошем смысле) проявлять самостоятельность: «сам ем», «сам одеваюсь» и т. д. Что касается речи детей в этом возрасте, то, как отмечают психологи и педагоги исследователи, ребенок начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать простейшие умозаключения. Однако общее речевое развитие у детей может иметь резкие индивидуальные различия: одни в 3 года достаточно хорошо владеют речью, чисто говорят, а другие находятся на совершенно другом уровне, их речь очень далека от совершенства. Следует помнить, что в период дошкольного детства ребенок овладевает только одной формой речи – устной речью. Всем известна закономерность: - ребенок с недостаточно сформированной звуковой культурой речи начинает испытывать затруднения в процессе общения, его плохо понимают окружающие, над ним нередко смеются сверстники. Как следствие, подобный ребенок сознательно ограничивает собственное речевое общение, и сверстники не побуждают его к этому, поскольку плохо говорящих детей обычно неохотно принимают в игры. Основная задача взрослого в этот период жизни ребенка – обеспечить формирование артикуляционного аппарата как условия овладения фонетической системой языка. Главное – не звукопроизношение, а наличие механизма, звукопроизношение обеспечивающего. Речевой аппарат является частью двигательного аппарата, поэтому его развитие невозможно без развития мелкой моторики рук. Развитию мелкой моторики способствуют пальчиковые игры, специальные игрушки, самообслуживание (надеть носки, застегнуть пуговицы и т. д.). В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Но круг связей ребенка с окружающим миром постепенно расширяется и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше ребенок научится говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе. Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной. При этом важно не забывать, что с приходом ребенка в школу недостатки речи могут вызвать его неуспеваемость. Конечно, при серьезных нарушениях в речевом развитии ребенка не обойтись без помощи специалиста, и здесь важно не затянуть первый визит к логопеду. Однако родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка, в том числе и на развитие звуковой стороны речи. Для этого необходимо придерживаться следующих рекомендаций: 1) тренируйте артикуляционный (речевой) аппарат ребенка с помощью проведения несложных упражнений:
Публикация «Консультация для родителей „О развитии звуковой культуры речи младших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
Улыбка: улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет 1-5 или 1-10.
Трубочка: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении под счет 1-5 или 1-10. Домик открывается: слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а» : а-а-а, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Чередование «трубочка» – «улыбка» – «домик открывается» : проводится в форме игры «Делай, как я».
«Лягушка» : ребенок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает ее на место. Упражнение выполняется 5-10 раз.
«Зайчик» : ребенок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опускает ее обратно. Упражнение выполняется 5-10 раз.
2) развивайте правильное речевое дыхание, силу голоса с помощью следующих упражнений: – дуть на л гкие шарики, карандаши, – катать их по столу; – пускать в тазу уток, лебедей, лодки, кораблики; – приводить в движение крылья мельницы; – сдувать тычинки с созревших одуванчиков; – играть на детских духовых инструментах; – дуть на привязанные к натянутой нитке комки ваты, л гких бумажных птичек; – сдувать со стола, с руки снежинки из бумаги; – надувать резиновые игрушки; – дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке; – играть в мыльные пузыри. Упражнения для развития правильного речевого дыхания полезно проводить ежедневно. Длительность упражнений – от 2-6 минут. Реб нку полезны игры, в которых приходится говорить тихо или ш потом. Например, игра в «Эхо» : взрослый произносит слово громко, а ребенок повторяет тихо. Полезно произносить уже заученный стишок так: первую строчку взрослый произносит громко, а вторую ребенок произносит тихо и т. д.
3) упражняйте детей в различении разных звуков на слух (карканье вороны, кукование кукушки, пение жаворонка, петуха, и т. п.). Попробуйте задавать реб нку следующие вопросы: «Что ты слышишь в начале слова АУ, какой звук?». Начиная с трех лет, можно поиграть с ребенком в такие игры:
– Звуковая зарядка; игра формирует правильное речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе два гласных звука, закрепляет правильную артикуляцию гласных звуков. Ход игры: продемонстрируйте ребенку, как нужно после короткого глубокого вдоха поднять руки вверх, пропевая звук А, затем развести руки в стороны, пропевая звук У, и, затем опустить руки вниз, пропевая звук И. Пусть малыш скопирует вслед за вами все движения и звуки. В следующий раз можно пропеть другую тройку звуков, сопровождая их движениями рук. Например: УИА, АОИ, ОУЭ и т. п. – Слоговая зарядка; игра формирует правильное речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе три гласных звука. Ход игры: продемонстрируйте ребенку, как после короткого глубокого вдоха надо поднять руки вверх, произнося слог ТА, затем развести руки в стороны, произнося слог ТО, и опустить их вниз, произнося слог ТУ. Пусть малыш скопирует вслед за вами все движения и звуки. В следующий раз можно предложить ребенку произнести другую тройку слогов, заменив в них согласный звук. Например: ГА, ГО, ГУ или НА, НО, НУ.
И ВСЕГДА ВАЖНО ПОМНИТЬ: 1) Всякое занятие должно приносить ребенку только положительные эмоции, ни в коем случае нельзя заставлять реб нка. 2) Любое, даже незначительное, проявление интереса реб нка к речевым занятиям должно подкрепляться похвалой!
Уважаемые родители, придерживайтесь следующих правил: – не искажайте слова, говорите правильно и отч тливо. Речь реб нка развивается пут м подражания речи близких людей. Вот почему реб нок должен слышать только грамматически правильную речь в сво м окружении! – ошибки в речи реб нка исправляйте мягко, но настойчиво. Не критикуйте его! – развивайте длительный плавный выдох. От силы и направленности воздушной струи зависит произношение многих звуков! – пойте с ребенком песни. Пение вырабатывает у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное произнесение согласных звуков; развивает речевой слух! Участие родителей в речевом развитии реб нка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с реб нком – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устраняются от этой работы, то нарушается целостность педагогического процесса. В результате пострадает реб нок.
И в заключение несколько причин, почему лучше сходить с ребенком к логопеду в младшем дошкольном возрасте? – если ребенок не говорит простые звуки или заменяет их другими (например, «К» заменяет на «Т»); – если ребенок до 3-х лет говорит на «сво м» языке, причем много и активно, а понятных и простых слов почти нет; – если ребенок все понимает, а говорить не хочет, «очень упрямый»; – если в возрасте 3-х лет вас хоть что-то настораживает в речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью сверстников и слышите разницу.