Зяйтюня Алимова
Консультация для родителей «О наказаниях»
Государственное казенное учреждение
здравоохранения города Москвы
«Детский бронхолегочный санаторий № 8
Департамента здравоохранения города Москвы»
Консультация для родителей на тему : «О наказаниях».
Подготовила и провела:
старший воспитатель:
Алимова З. М.
Москва 2010 г.
Публикация «Консультация для родителей „О наказаниях“» размещена в разделах
Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их. Предлагается обсудить разные точки зрения.
Вопросы к родителям :
• Как вы считаете, что даёт наказание ребёнку?
• Как часто можно использовать этот метод?
• Можно ли без него обойтись?
• Есть ли приемлемые наказания?
• Как вы оцениваете слова А. С. Макаренко о том, что в хорошей семье наказание никогда не бывает и это самый правильный путь семейного воспитания?
О наказаниях.
«…Любить детей – это и курица умеет». А вот воспитывать их – это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни. Сказать ребё нку на вопрос его: «Подожди, вырастешь – узнаешь» – значит гасить его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос ребёнка – большое искусство, и оно требует осторожности.
Нелёгкая задача воспитывать кого-то, потому что это воспитывать самого себя. Сказанное в полной мере относится к родителям и воспитателям.
Януш Корчак (педагог) писал: «Мы скрываем свои недостатки и заслуживающие наказания за поступки. Критиковать и замечать наши забавные особенности, дурные привычки, смешные стороны детям не разрешается…. Обижать бесстыдно и ставить к позорному столбу можно лишь ребёнка».
Утомлённые работой, раздражаемые крупными неудачами жизни и разной пустяковой мелочью, отцы и матери делают детей участниками своих настроений, слушателями горьких жалоб, а дети не очень любят жалобщиков и неудачников. Отец бьёт мальчика, мать даёт на это своё молчаливое согласие, чтобы помнил, боялся, слушался, чтобы повиновался. Ребёнок беззащитен против взрослых. Он призывает на помощь ложь. Ясно: чем дальше так будет продолжаться, тем более изощрённым станет ложь, ненавистнее родители.
Мальчик в силу своих обстоятельств может вырасти забитым, тупым человеком, который не доставит радости ни окружающим его людям, которых он, возможно, будет бить, воспроизводя те методы воспитания, которые применяли к нему. Он будет мстить за нелёгкое детство, за свои горькие слёзы. Путь запрещение многим родителям кажется единственно возможным в воспитании детей и очень заманчивым. Сказал: «Не бери» – значит, не должен брать, сказал «Не ходи» – значит, не должен ходить – всё так просто и понятно. Если не послушался – наказание. Но разве не понятно, что когда кары громоздятся одна на другую, они теряют воспитательные значения. Окрики, одё ргивания: «Этого не делай», «Туда не лазь», «Не бери в руки», – слово «нельзя» употребляется бессчетное количество раз и не только в случаях действительной необходимости, но и тогда, когда ребёнку вполне можно было бы разрешить потрогать впервые увиденный предмет, исследовать, как сделана игрушка и даже, при случае, сломать её. Но, к сожалению, для иных родителей запрещение многих действий ребят становится нормой. От таких запретов и подобной опеки одни дети становятся беспомощными, несамостоятельными. Из неуверенности ребёнка в своих силах у него развивается робость, трусость. Нельзя угрожать, бить, кричать, нельзя заставлять всё время просить прощения, пугать страшными зверями, оставлять наказанного одного в тёмной комнате, выгонять друзей и подруг, помнить вчерашнюю вину, отнимать любимую куклу, краски, карандаши, лишать еды. При этом следует помнить, что сущность наказания ребёнка состоит в переживании им своей ошибки, а не в его послушании, послушным в беспрекословном повиновении. Суметь заставить переживать свою ошибку – вот единственное верное и необходимое наказание.
Только следует иметь ввиду, что переживание не должно быть слишком тягостным. В своей статье «О родительском авторитете» А. С. Макаренко пишет: «Часто приходится слышать вопрос: «Что делать с ребёнком, если он не слушается?» Вот это самое не слушается и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета. Наказание не должно оскорблять человеческого достоинства ребёнка, не должно озлоблять его. Взрослому не следует подчёркивать поступок, он переживает и испытывает чувство стыда, не стоит увеличивать его переживания длинными нотациями на эту тему. Надо стараться точно рассчитать эту меру эмоций, в данном случае отрицательных. Никогда не допускать унижения и оскорбления личности, глумления – ставить на глазах других ребят и взрослых. Однажды наказав ребёнка, надо завтра забыть о его поступке и ни в коем случае не напоминать о нём. Раз ребёнок понёс наказание, значит этим всё исчерпано. К сожалению, многие родители и воспитатели не могут обойтись без напоминания.
В. А. Сухомлинский писал об этом: «Признаком дремучего педагогического невежества является то, что отдельные воспитатели, оказывая доверие, напоминают воспитаннику: за тобой числится много грешков, я об этом помню, но вот, видишь, доверяю тебе, значит я добрый человек, так будь же и ты хорошим…». Подобные слова учителя – соль на рану.
Использованная литература:
1. Кыласова Л. Е. «Родительские собрания».
Издательство «Учитель». 2012 г.
2. Сержакова Н. М. «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьё й: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом».
Издательство «Учитель». 2009 г.
Анкета для родителей.
1. Наказание происходит потому что ___
___
2. Какие наказания применяли к Вам родители в детстве? ___
___
3. Какие наказания Вы считаете возможными применять по отношению к детям? ___
___
4. Какие наказания Вы реально применяете по отношению к своему ребёнку? ___
5. Кто, с Вашей точки зрения, наиболее агрессивен в семье Ваших родителей? ___
6. Кто, с Вашей точки зрения, наиболее агрессивен в Вашей семье? ___
___
7. За что, в какой ситуации Вы можете повысить на ребёнка голос? ___
___
8. Вы можете в публичном месте ударить своего ребёнка? ___
___
9. Что раздражает Вас в Вашем ребёнке? ___
___
в жене (муже? ___
___