Запоточная Ирина
Консультация для родителей «О чем могут поведать нам детские рисунки?»
▼ Скачать
О чем могут поведать нам картинки, которые рисуют наши дети? Конечно, в первую очередь о том, что наиболее важно и актуально для ребенка. Рисунок всегда результат не столько работы ума или памяти, сколько «совместной деятельности» сознательного и бессознательного. Человек любого возраста проецирует на лист бумаги свои переживания, выплескивает в изображении эмоции, поэтому рисунок – это «рассказ» о том, что его волнует и занимает. Изображая что-либо ребенок так или иначе передает свое отношение к нему, и, следовательно, непременно «выдаст» самое существенное.
Публикация «Консультация для родителей „О чем могут поведать нам детские рисунки?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Темочки
Именно поэтому рисуют в первую очередь значимых людей, тех, к кому испытывают яркие эмоции. Причем, не всегда положительные.
Люди, занимающие главное место в детской душе, обязательно присутствуют на рисунках, выделяются яркими цветами, наделяются красивыми деталями, обладают значительным размером и расположены на листе «выше всех».
Если же ребенок «забывает» нарисовать кого-то из членов семьи, либо рисует его крошечным, блеклым и невыразительным, то налицо явные проблемы отношения с ним, болезненные настолько, что ребенок стремится их вытеснить.
Если ребенок не изображает самого себя – вероятнее всего, он чувствует себя отвергнутым, ненужным и неважным.
Когда имеются многочисленные исправления картинки, или полная ее ликвидация – это сигнал тревожности, переполненности эмоциями, неуверенности в себе.
Кроме людей, ребенок рисует и значимые ситуации - то, что произвело сильное впечатление и оставило след в душе. Так он «Прорабатывает» в подсознании тот опыт, который ежедневно получает в семье и в ближайшем окружении. Анализируя сюжет рисунка, можно понять то, как ребенок видит свою семью или события, происходящие с ним, также позволит разобраться, не травмировало ли его какое-то событие, происшествие, которое могло ускользнуть от внимания родителей. Дети плохо умеют «проговаривать» свои проблемы и страхи, а вот нарисовать их – им вполне по силам.
Ну а внимательные родители способны вовремя обратить внимание на такие рисунки.
Что же мы можем увидеть в изображении?
1. Имеются у ребенка страхи;
2. Есть ли депрессивные тенденции;
3. Наличие тревожности и тревоги;
4. Эмоциональную подвижность, неустойчивость;
5. Особенности поведения в сложных ситуациях, особенности реагирования ребенка на стресс (повышение агрессии, стремление замкнуться в себе и т. д.);
6. Уровень агрессивности у ребенка и ее формы: физическая, вербальная, защитная, невротическая;
7. Импульсивность характера;
8. Экстраверсия или интроверсия;
9. Уровень умственного развития (соответствует ли рисунок возрасту);
10. Активность или пассивность ребенка;
11. Развитие умения планировать свои действия, уровень самоконтроля;
12. Преобладание рационального или эмоционального подхода к действительности;
13. Наличие склонности к демонстративному поведению;
14. Отношение ребенка к сексуальной сфере;
15. Отношение ребенка к семье в целом и к отдельным членам семьи;
16. Удовлетворенности потребности в общении или напротив, избегание общения (аутизация);
17. Степень адаптации к обществу и конформности ;
18. Наличие антисоциальных тенденций, стремления вступить в конфликт с обществом, социальными нормами, отдельными людьми.
Итак, рисунок – кладезь важнейшей информации о ребенке, его эмоциях, текущих проблемах и личных особенностях. Рисунки – искренние и непосредственные повествования о детской душе, о ее жизни, радостях и печалях.