Вера Жаркова
«Нужно ли детям петь колыбельные?» Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Колыбельные песни - удивительный дар прошлого. Созданные в веках, передавались они из поколения в поколение, дошли и до нашего времени.
Скажите, пожалуйста,уважаемые родители, поете ли Вы колыбельные песни своим малышам? (ответы родителей). Смогли ли Вы нам напеть?
Публикация «„Нужно ли детям петь колыбельные?“ Консультация для родителей» размещена в разделах
Некоторым мамам не хватает времени, некоторые мамы не знают колыбельных песен, а некоторые считают, что современные ритмы жизни вытесняют их из обихода, поэтому они не нужны ребенку. Со всей убежденностью утверждаем, что такая точка зрения не только ошибочна, но и пагубна.
Почему? Потому, что материнская песня всегда несла и несет ребенку здоровье и спокойствие.
Современные дети требуют бережного отношения, ласки и любви, как во все времена. Между тем многие мамы, не отличаются эмоциональностью, не умеют, а иногда и не хотят проявлять свою любовь к ребенку, стесняются ласкать его, боясь показаться несовременными. Искусство пестования (воспитания) малыша, мало знакома. Этим искусством в совершенстве владели наши прабабушки. Оно не утрачено, потому что нашло отражение в фольклоре для маленьких, русском поэтическом слове.
Впервые соприкасаясь с лиричностью и красотой колыбельной песни, дитя начинает приобщаться к миру прекрасного, реагируя всем своим существом на ласку, любовь, доброту и нежность матери. И в этом смысле можно сказать, что поэтический фольклор для маленьких - школа материнства, неисчерпаемый источник эмоционального и художественного воздействия на ребенка.
Исследования последних лет показывают, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствует плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание).
Колыбельные песни несут свет и добро, в народной педагогике они рассматриваются как обереги. Можно отметить, что колыбельные материнские песни имеются у всех народов. Значит, их возникновение не является случайностью, а выступает как социальная закономерность и даже необходимость. В колыбельных песнях отражаются не только любовь к ребенку, но и состояние общества того периода, когда она возникла.
В колыбельных песнях выразилось стремление повернуть к ребенку только светлую сторону жизни. Смотря в будущее, мать ожидала благополучия для своего ребенка, желала ему "золоты кольца носить, кованные серебром сапожки, порчову шубу и т. п. " Грядущие годы представляются цепью жизненных удач и преуспевании, но главное, научить ребенка трудиться:
Будем рано разбужать,
На работу посылать,
На работу на току
Да на веселую страду.
Колыбельная песня прежде всего отражает мир мыслей и чувств матери, поглощенной уходом за ребенком, заботой о его благополучии и здоровье. В ряде старинных колыбельных песен хранителем детской колыбели, персонажем колыбельных песен выступает кот, голуби, которые прилетают к колыбели мирно воркуют убаюкивая дитя, грачи и галки, (пример)
Иногда неугомонного малыша мама готова и припугнуть "колотушками", "волком", "букой". Однако все эти "уговоры" носят ласковый, незлобивый характер и сменяются обещаниями пряника, калачей. Целительный сон, нисходящий на ребенка, олицетворялся, как живое существо: Ходит Сон по лавочке в красненкой рубашечке.
Сон и Дрема призываются к ребенку. Они бродят вокруг дома, ходят по избам, ищут дорогу, но когда найдут, опускаются в колыбель малютки, и. дитя засыпает.
Педагогическая ценность колыбельных песен не утратилась в веках. Они так же значимы и благодатны для современного ребенка, как и много веков назад. Хотелось чтобы это осознали мы - современные родители.
КАК ЖЕ ПЕТЬ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ? Существует ли какая- либо методика их преподнесения ребенку?
(предполагаются ответы родителей)
Исследования последних лет открыли несколько интересных фактов. Прекрасно если колыбельная поется ребенку лежащему в кроватке. Но дитя может располагаться и на руки матери, чаще на левой (со стороны сердца, правой - мама обычно обнимает ребенка, придерживает его тельце. Прижатый к левой стороне груди, малыш улавливает стук сердца матери. Этот звук для ребенка не только знакомый но и самый родной. Еще бы! Находясь в утробе матери, первое, что он услышал, - это стук ее сердца. Стук менялся в зависимости от того, что испытывала мать _ радовалась ли, огорчалась; бодрствовала или спала. Когда она спала, отдыхала, отдыхал и "спал" и он. Поэтому ребенок хорошо знает стук ее спокойного, "спящего" сердца.
Известно что в спокойном состоянии сердце взрослого человека бьется с частотой 60 ударов в минуту. Именно с такой частотой покачиваний, как бы в такт стука спокойного сердца матери, дитя наиболее комфортно себя чувствует. Желательно в таком же темпе петь колыбельную, ритмично, плавно покачивая его. Оговоримся сразу: покачивание ребенка при пении колыбельной песни не имеет ничего общего с беспорядочной тряской, т. е. энергичным укачиванием его на руках или в коляске. Малыша насильно "забалтывают" чуть ли не потери сознания, желая усыпить. Это не допустимо, потому что вредно отражается на его нервной системе и состоянии вестибулярного аппарата.
При пении колыбельной мама может легонько, в такт мелодии, поглаживать малыша по спинке, как бы дополнительно подтверждая свое присутствие и защиту. В песнях как бы закладывается будущее ребенка. Думая о ребенке доброе, светлое, современная мама тоже прогнозирует, "материализует" будущее. Каждая мать может творить, как говорится от чистого сердца! Ведь колыбельные песни - материнские, которые можно складывать и самим. Какое это счастье подарить своему ребенку колыбельную!