Ляйсан Усманова
Консультация для родителей «Нравственное воспитание ребенка сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители!
Покупая и читая книжки нашему малышу, мы часто ориентируемся на то, чтобы всесторонне развивать и обучать его. А обычные старые сказки, кажутся нам вчерашним днем. Однако сказка, несущая в себе тысячелетний опыт человечества, во все времена оказывает влияние на развитие маленького человека: учит его решать свои проблемы, различать добро и зло, преодолевать препятствия, упорно двигаться к своей цели, быть оптимистом.
Публикация «Консультация для родителей „Нравственное воспитание ребенка сказкой“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра. Сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.
Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Сказка – это короткие истории фантастического характера. Сказка – выдумка.
Народная мудрость гласит: ребенок – это открытая книга Вселенной, которую надо научиться читать.
Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки.
В дошкольном возрасте ребенок легче всего способен к объединению себя с литературным персонажем. Ребенок готов подражать поступкам героя, представляет себя на его месте. Поэтому нормы морали, а также определенные нравственные ценности в дошкольном возрасте легко поддаются формированию.
В более младшем возрасте необходимо учить детей слушать сказки, следить за развитием действия в ней, сопереживать героям произведения. Важно объяснить детям поступки персонажей и последствия этих поступков, повторить наиболее интересные, выразительные отрывки и дать возможность детям договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.
Дети рано приучаются верно оценивать размеры явлений, дел и поступков и понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий. Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, - вот он и попался лисе («Колобок»).
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок, в том числе о животных:
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например,
сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;
сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;
сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить;
наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка»;
страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д.
Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»,
мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»,
забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»);
добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
Необходимо фиксировать внимание детей не только на содержание сказки, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).
После рассказывания сказок необходимо учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно после чтения сказки правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.
Больше вслушивается теперь ребенок и в звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему выражения.
Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. Все в ней необыкновенно: люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи - предметы быта, орудия труда - и те приобретают в сказках чудесные свойства. Топор сам рубит лес; дубинка бьет недругов; мельница мелет зерно; печка разговаривает; яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебедей; взмывает в небо ковер-самолет; в маленьком сундучке помещается большой город с жителями, домами и улицами. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. Малыш следит за всем, о чем говорится в сказке : радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.
Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание сказок. В этом возрасте начинаем прививать интерес к чтению больших произведений (по главам) : “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могущем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди” А. Пушкин; П. Бажов “Серебряное копытце” и др. Дети становятся слушателями, которые испытывают сострадание к героям.
Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию необходимо обсудить сказку : что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев. Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.
Сказочные герои так горячо любимы детьми. Они всегда добрые, честные, справедливые, щедрые, смекалистые и простые. Они на сказочном языке донесут до разума ребенка, как правильно поступать. И их дети послушаются с радостью.
https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-rol-skazki-v-nravstvenom-vospitani-detei.html
https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-skazka-kak-sredstvo-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-doshkolnikov-3506670.html
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/366696-konsultacija-dlja-roditelej-skazka-v-sisteme-