Любовь Чокурова
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа сказано много, потому что обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям нужно знать и учить культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в будующем с уважением и настоящим интересом относиться к культурным традициям других народов.
Публикация «Консультация для родителей „Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Нравственно-патриотическое воспитание малыша - тяжёлый педагогический процесс. В основе которого лежит развитие нравственных чувств.
Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая принадлежность ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие своеобразие культуре.
Чувство Родины. Оно начинается у дитя с отношения к собственной семье, к близким людям - к маме, папе, бабе и деде. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, что его вдохновяет и что вызывает трепет в его душе. Хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детскйвзгляд, они играют большую роль в становлении личности патриота.
Наша срана - родина для многих. Но чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо понять духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна выраждаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…
Национальные отличия сохранятся и в нашем веке, если мы будем заняты воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Поэтому родная культура, как папа и мама, должна стать неотъемлемой частью души малыша, началом, порождающим личность.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример родителей и взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Нужно подвести малыша к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за будущее людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей и в их честь воздвигнуты памятники.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с самого детства. Но подобно другому чувству, патриотизм обретается лично и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека и её глубиной.
В данный момент к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу малыша, воспитывающие в нём чувство прекрасного, любознательность, должны быть национальными. Это поможет малышам с самого маленького возраста понять, что они — часть великого русского народа.
2. Необходимо использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детишек с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках точно оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития малышей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них объединены накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Очень важно ознакомить малышей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ихнациональным изобразительным искусством.
Обобщая выше сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении малышей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребёнка как основы его любви к Родине.
Воспитать патриота своей Родины - великая и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.