Ануфриева Надежда
Консультация для родителей «Неспособных детей — нет!»
▼ Скачать + Заказать документы
Нередко можно наблюдать такую сцену: под звуки музыки 2-3х летний малыш топчется неуклюже, но удивительно настойчиво и ритмично. Окружающие его взрослые доброжелательно посмеиваются, не подозревая, что малыш проявляет одну из главных способностей: живой интерес к музыке и стремление самобытным способом выразить ритмическую последовательность звуков.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ – вот без чего не может быть музыканта, будь у него трижды абсолютный слух.
Часто родители услышав, что их ребенок поёт, «подвивая» мелодию известной песни, безнадежно махнув рукой, говорят: «Нет слуха! О музыке не может быть и речи!». Но они ошибаются.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Наука и практика доказали, что слух, не говоря уже о чувстве ритма, поддается развитию. В большинстве случаев ребенок поет неверно не потому, что лишен такого необходимого качества для музыкантов, как слух, а потому, что не умеет координировать слух с голосом, не знает, как нужно спеть.
С чего же начинать? С знакомства с простыми мелодиями, с песнями, которые дети разучивают в д/с. Напевая песню ребенку и прохлопывая ритм в ладоши, играя с малышом, вы побуждаете его повторять за собой. Постепенно ребенок сам научиться простукивать ритм любой простой мелодии, и слух его начнет подчиняться организующему началу.
Последовательно работая над этим можно усложнять песни. Дети любят петь, слушать музыкальные сказки, играть в музыкальные игры. Задорные, звонкие, с четким ритмом мелодии – всегда нравятся ребятам.
Выучив с 3х летним ребенком 5-6 песен, можно даже не имея инструмента начать «играть» с ним. Первую половину песенки спеть самому, а закончить песню попросить малыша. Простучать знакомый ритм и попросить малыша отгадать название мелодии.
Это, разумеется, простые, даже несколько примитивные формы работы, но они легко доступны всем, и постепенно накапливаясь, музыкальный опыт ребенка перерастает в небольшой, но ценный для него «багаж».
Все это относится в основном к работе над метроритмической стороной слуха, координации слуха и голоса (первых навыков). Одновременно нужно знакомить с содержанием музыки, обращаясь к доступным для маленьких примером.
НАПРИМЕР: Слушая песню «Голубые санки», обратите внимание малыша на живой и подвижный характер музыки, на весело бегущие друг за другом ноты (быстрый темп, на то, как музыка рисует картину полета санок с горы, на веселое мелькание снежинок (что хорошо слышно во вступлении и аккомпанементе).
Разговор этот, конечно, надо вести постепенно, каждый раз обращая внимание ребенка на что-то новое.
После такой «слуховой» работы над песней, рассчитанной не больше чем на 5-10 минут ежедневных занятий с малышом дома, можно попросить его пересказать содержание песни и не пугаясь его ошибок, предложить ему напеть ее. Вырабатывать правильность пения, чистоту интонации надо начать позже.
Это можно делать так: сначала спеть ему 2 звука (лучше низкий и высокий, добиваясь буквального его повторения. Затем, выслушав ребенка повторить правильно мелодию, в которой он ошибается.
Потом обратить его внимание на звуки мелодии, указывая на более низкий и более высокий звук. Такие занятия не пройдут бесследно для ребенка. Он обязательно заинтересуется музыкой и полюбит ее.
«Все дети – решительно все! – рождаются талантливыми в той или другой области искусства. Бездарность ребенка – всегда результат воспитания, точнее же – результат отсутствия воспитания», - утверждает поэт П. А. Антокольский.
И с этим нельзя не согласиться. Учить музыке не всегда обязательно в музыкальных школах. Начать занятия можно дома, продолжать в кружках. Для более способных эти кружки - первый шаг на пути к большому искусству, а остальные дети получат музыкальное образование «для себя». Ведь это тоже много значит. Одаренный настоящей любовью к музыке человек, неминуемо будет делиться этой любовью с другими людьми, приобщая их к музыкальному искусству!