Воронова Наталья
Консультация для родителей «Народные игры с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к близким людям, своей семье. Интерес представляют вещи, окружающие близких его людей: предметы, которыми пользуются, одежда, дом, занятия.
Все это и многое другое вобрали в себя традиционные игры.
В названии народных игр заложен их основной смысл - передача самого ценного, что есть в культуре каждого народа.
В течение многих лет в лаборатории игры и развивающей предметной среды НИИ дошкольного образования им. А. В. Запорожца проводились исследования традиционных (народных) детских игр.
Публикация «Консультация для родителей „Народные игры с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Развивающий потенциал традиционных игр очень высок, они спо-собствуют формированию функций, которые носят универсальный характер и составляют основу деятельности человека. Служат средством для передачи универсальных функций от одного поколения к другому, что указывает на сходство некоторых игр у разных народов. В этом отношении особенно характерны игры с камешками, различными растениями, мячами, изготовленными из различных материалов.
Для детей такие игры служили важным источником информации об окружающем мире, так приобретались знания, передавался родовой опыт деятельности, ценностей, приветствуемых в конкретной среде.
Народные игры отражают отдельные стороны жизни и быта: взаимоотношения полов и семейный быт («Коршун», «Утка», военный быт, праздничные традиции («Качели», «Катание яиц», особенности трудовой деятельности («Редька», взаимоотношения с природой.
Со всей уверенностью можно ответить — нужны. Универсальные функции традиционных игр сохраняют свое значение и для современных детей. Они передают ребенку традиции, свойственные этике, эстетике и менталитету своего народа. Именно поэтому так высоки наш интерес и уважение к играм детей различных народов, потому что они способны обогатить общечеловеческую культуру воспитания, адресованную прежде всего каждому ребенку индивидуально.
Однако, чтобы игры были не только интересны, но и понятны дошкольнику, необходима помощь педагогов, родителей. Для этого требуются соответствующая подготовка взрослых, знание ими тра-диционных игр, умение объяснить отличительные черты культуры того или иного народа. Следует привлекать к такой работе людей более старшего поколения, носителей культуры, профессионалов.
Создание условий для развития традиционных игр связано с содер-жательной работой по приобщению детей к народной культуре. При этом дети включаются в разные виды деятельности: организованные формы обучения и воспитания — занятия, наблюдения, чтение литературы, просмотр фильмов, театрализованные постановки, посещение различных музеев, досуги и праздники, а также в изобразительную, музыкальную, деятельность и др. Знакомство детей с наиболее яркими и доступными знаками, символами, элементами традиционной культуры (блюдами национальной кухни, одеждой, предметами быта, музыкальными инструментами, игрушками) помогает понять, как устроен образ жизни одного народа по сравнению с другим. Постепенно ребенку становится понятно, почему в играх, произведениях народного творчества разных народов присутствуют определенные предметы, животные, совершаются определенные действия. Такое знакомство помогает установить связи между названием и происхождением конкретных вещей, вызывает интерес у детей и стремление к дальнейшему познанию. Так, например, детям можно объяснить, как природные условия влияют на хозяйственную деятельность человека, а затем находят отражение в детских играх. Можно объяснить, что у народов, живущих в средней полосе России, на юге и занимающихся земледелием, соответственно были игры, связанные с этим видом хозяйственной деятельности — «Редька», «Лен» и др., в которых отражались этапы роста той или иной культуры. Соответственно в других странах, например, в Японии и Китае, известны игры, сопровождавшие процессы сева риса, в которых участвуют и дети и взрослые; в Германии дети играют в игру «Armziehen», символизирующую процесс уборки урожая репы. На Крайнем Севере наиболее распространены игры, связанные с оленеводством, охотой и т. д. В Бурятии традиционные детские игры связаны с разведением коней («Табун» и др.).
Такой подход способствует тому, что дети с интересом изготавливают атрибуты для игр, элементы народных костюмов, обыгрывают костюмы и др.
Отдельно хочется сказать о народных праздниках, проведение которых в дошкольных образовательных учреждениях совместно с родителями помогает возрождению народных игр. Таким праздникам всегда сопутствовали игры. Такое своеобразное сообщество взрослых и детей разных возрастов позволяет активно включаться в игру старших и самым маленьким, и даже простое наблюдение за играми старших позволяет детям на практике усвоить игровые действия и приобрести необходимый игровой опыт.
Традиционные игры способствуют возникновению эмоционально-психологического эффекта соучастия, сопереживания детей тому, о чем они узнают. Знакомство ребенка с традиционными играми разных народов способствует воспитанию уважительного отношения к культуре других народов, помогает укрепить отношения между родителями и детьми (совместный поиск забытых традиционных игр, запись игр, в которые играли бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, и др., между взрослыми разных поколений. В основе многих дошедших до нас народных игр лежат исторические события, объяснение этого момента ребенку также является важным элементом приобщения к традиционной культуре.
Приобщение к национальной культуре должно обеспечивать личностно-значимое обогащение общей культуры и эмоциональной сферы ребенка. Только в таких условиях может быть сформирована полноценная личность, которая в полной мере станет носителем и гарантом сохранности и приумножения собственной культуры.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В народных играх, в том числе детских, отражены образ жизни, занятия, традиции, обычаи народа. Издавна в крестьянских семьях к игре относились так же серьезно, как и к другим сферам жизни. Процесс развития ребенка в игре надо рассматривать как процесс индивидуального развития в условиях конкретной среды, социальных контактов, форм обучения. Данные условия определялись традиционной культурой, особенностями традиционного воспитания. Каждое общество различными путями (через подбор игрушек, осуждение или одобрение игр определенного содержания и др.) сознательно или стихийно влияло на содержание детских игр, направляя развитие ребенка в русло социально желаемого. Общим направлением было постепенное приобщение к труду, причем огромное значение придавалось проявлению самостоятельности. Традиционная игровая культура немыслима без игрового инвентаря. Игровой инвентарь — это прежде всего игрушки, принимая во внимание широкое значение слова «игрушка» — предмет, которым играют (В. М. Григорьев).
В своих «Детских играх, преимущественно русских» Е. А. Покровский собрал и описал более 600 различных игр, из которых более 330 составляют игры с применением того или иного игрового инвентаря. Инвентарь этот очень различен: от обыкновенных камешков до целых сооружений, таких как колесо (карусель на льду) или качели, требующих для своего изготовления и мастерства и знания некоторых основ материалов и техники. Различны и сами игры : одни вообще невозможны без соответствующих предметов («Кубарь», «Котел», игры в куклы, в других — инвентарь выполняет вспомогательную роль (палка для жеребьевки перед началом игры, для третьих используются вещи, на первый взгляд не предназначен-ные для игры (шапки, платки, иголки для шитья). Игрушки имели и имеют сегодня конкретные воспитательные задачи на каждом этапе жизни ребенка. Игрушки раннего младенческого возраста стимулируют движения, активизируют зрение и слух. «Народные сказки и народная игрушка, подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, кото-рые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка».
Самой первой игрушкой малыша была погремушка, считают многие исследователи. О русских погремушках дает подробные сведения Е. А. Покровский. По свидетельству ученого, игрушки эти называли шаркунами, гремушками, складушками, брякулками, брякушками, делали их из разного материала и разной формы. Их плели из бересты, щепы в виде куба или многогранника, вытачивали в виде шара, бочоночка, шести-, восьми-угольника из древесины, лепили из глины. Чтобы ребенок сам мог держать такую игрушку, к ней приделывали удобную ручку. Погремушки могли быть простые и сложные. Так, широко бытовали в России погремушки из скотского пузыря. Встречались и погремушки из разных природных материалов, насчитывающие до 100 деталей, соединенных между собой без единого крепления. Чтобы игрушка соответствовала своему названию, внутрь ее закладывали камешки, горох и др. Благодаря различным форме и материалу погремушки производили разнообразные звуки, что было очень привлекательно и познавательно для детей.
Примерно с двух лет у крестьянского ребенка появлялись игрушки, которыми он уже распоряжался самостоятельно. Изготавливая их, взрослые проявляли свой педагогический талант.
Погремушке родственна трещотка — игрушка, взятая из жизни: в различных странах трещотку использовали ночные сторожа. Музыкальной игрушкой была свистулька. Это одна из давно и повсеместно известных вещиц, превращающихся в умелых руках в интересный музыкальный инструмент. Свистульки могли быть в виде птиц, лошадей, собак, кошек, солдатиков. Особый, более сложный вид свистулек составляли так называемые соловьи, маленькие глиняные горшочки с просверленным носиком. В такой горшочек наливалась вода, и тогда, при вдувании воздуха в носик, получались забавные звуки.
Большим успехом пользовалась жужжалка — короткая толстая закругленная палочка с кольцевой зарубкой посередине, где палочку перехватывает веревочная петля: при их взаимодействии и создавался своеобразный шумовой эффект.
Любимыми детскими забавами в Тульской, Московской и других губерниях были гармошки. Все эти музыкальные игрушки, известные с давних времен, были очень близки местным народным инструментам. Сделанные из рога и дерева, они знакомили детей с народной музыкой.
Ребенок всегда испытывает большую потребность в активных действиях, движении. Учитывая это, народная культура выработала целый ряд игрушек, обладающих эффектом движения. Физическому развитию детей чрезвычайно способствовали летние и зимние подвижные игры (бег наперегонки, «Городки», «Бабки», скакание на палочке-коне и др.).
Мячи, скакалки, луки, наборы для бросания в цель помогали развитию физической силы и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, сообразительность, внимание, память, смелость. Эмоциональный тонус игры обеспечивал здоровый отдых.
И сегодня игра в мяч — одно из любимых развлечений не только детей, но и взрослых.
Волчки, машущие крыльями мельницы открывали тайны механики.
То, что игрушек было немного, приучало детей относиться к ним бережно (никогда в сельской семье не выбрасывались самодельные игрушки, они бережно хранились и передавались от старших к младшим). С 5—6 лет дети начинали мастерить игрушки сами. Подражая взрослым, учились владеть ножом, рубанком, швейной иглой.
Особенно популярной была тряпичная кукла. Известная всем народам, эта игрушка имелась в каждой семье. Первую куколку обычно делали девочке взрослые — мама, бабушка, старшая сестра, потом — она сама. Рукоделие всегда поощрялось, так как развивало необходимые навыки шитья, вышивания.
В одежде кукол, их головных уборах обязательно отражались осо-бенности, присущие конкретным возрастным группам. Так, взрослые строго следили, чтобы на кукле-девушке был и девичий кокошник, венок, чтобы она имела одну косу. Для куклы-женщины непременно шили кичку, женскую юбку, душегрейку. Кукольная невеста наряжалась в подвенечный наряд. Иногда, во время игры, разыгрывалось целое действие — свадьба, посиделки, сватовство, девичник, такая игра сопровождалась пением, традиционным для того ил времяпрепровождения.
Иногда куклой в руках матери или бабушки становился пучок травы, сложенный пополам и перетянутый в двух местах, чтобы обозначить голову и талию. Наденешь на такой пучок косынку — вот тебе и кукла. И все-таки наиболее распространенной в целом ряде районов России была деревянная игрушка. Матрешек и неваляшек изготавливали почти всегда из березы и липы. Из мягкой осины вырезали коней, медвежат, лосей, лисиц, необходимую упряжь, делали сани телеги. Устраивали «охоту» с помощью самодельных ружей.
В игре дети воспроизводили почти все жизненные ситуации, играли в свадьбу, прием гостей, рождение младенца. Все это приобщало их к традиции, закладывало определенные моральные устои.