Галина Якименко
Консультация для родителей «Нарисуйте музыку!»
▼ Скачать + Заказать документы
Нарисуйте музыку!
Говорят, многие композиторы буквально видят музыку – цвет, насыщенность, теплоту. Разделять зрение, слух, обоняние и осязание – глупо, ведь человек создан как единый, гармоничный инструмент. Мир окружающий нас наполнен звуками, несущими определённую информации – жужжание пчелы всегда ассоциируется с теплым временем года, а гудок автомобиля с опасностью. Звук имеет собственный образ, выразить который можно на бумаге или придать ему форму в глине. Сила искусства настолько велика, что может поднять больного с постели. Достаточно вспомнить рассказ великого О. Генри, где стойкий виноградный листочек, нарисованный на стене, вернул к жизни больную девочку. А сколько подобных примеров может привести сама жизнь? В век гиперактивных детей и не менее активных родителей, когда отношения между ними часто требуют вмешательства опытного психолога, лечение искусством становится всё более актуальным, да и просто совместные занятия рисованием или лепкой помогают больше узнать друг друга.
Публикация «Консультация для родителей „Нарисуйте музыку!“» размещена в разделах
Услышать мир
Под музыку можно делать что угодно: рисовать, лепить, сочинять сказки, но большинство родителей делают большую ошибку, не придавая значения звукам, которые слышит малыш. Любимая песня мамы или отца не всегда подходит для занятий с ребёнком, ведь часто мы придаём гораздо больше значения словам, чем красоте мелодии. Классическая музыка для детей становится прекрасным тренажёром, развивающим воображение, фантазию и умение внимательно слушать окружающий мир.
Почему именно классика?
Ответить на вопрос достаточно просто: ни одно из музыкальных направлений, будь то джаз, фанк или поп-музыка, не несёт такого богатства мелодий, настроений. Классическая музыка для детей больших городов становится своеобразным мостом, который знакомит их со звуками живой природы, ведь в звучании флейты можно услышать голос птиц, а утробный звук контрабаса очень похож на рык медведя.
Существует огромный ряд произведений написанных специально для детей. Эти мелодии прекрасно воздействуют на внутренний мир маленького человека. А ведь классическая музыка развивает именно образность и фантазию.
Цвет музыки
«Семь звуков гаммы – семь цветов спектра»
Явление цветового видения музыки обнаруживали у себя некоторые выдающиеся музыкальные деятели. Гениальному русскому композитору Н. А. Римскому-Корсакову, известным советским музыкантам Б. В. Асафьеву, С. С. Скребкову, А. А. Кенелю и др. все тональности мажора и минора виделись окрашенными в определённые цвета. Австрийский композитор XX в. А. Шёнберг сопоставлял краски с музыкальными тембрами инструментов симфонического оркестра. Каждый из этих выдающихся мастеров видел свои цвета в звуках музыки. Сочинения Н. А. Римского-Корсакова музыковеды часто именуют «звуковой живописью». Такое определение связано с дивной изобразительностью музыки композитора. Оперы и симфонические композиции Римского-Корсакова насыщены музыкальными пейзажами. Выбор тонального плана картин природы отнюдь не случайный. Увиденные в синих тонах ми мажор и ми-бемоль мажор, в операх «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Золотой петушок»,которые написаны непосредственно для детей, употреблены для создания картин моря, звёздного ночного неба. Восход солнца в тех же операх написан в ля мажоре – тональности весенней, розовой. В опере «Снегурочка» ледяная девочка впервые появляется на сцене в “синем” ми мажоре, а её мать Весна-Красна – в «весеннем, розовом» ля мажоре. Учёные, музыканты и художники и сегодня спорят о возможности соединения цвета и музыки. Есть исследования о том, что периоды колебаний звуковых и световых волн не совпадают и «цветозвук» – это лишь феномен восприятия. Но бытуют ведь у музыкантов определения : «тональный колорит», «тембровые краски». Каждый родитель верит в то, что его ребёнок одарён и талантлив. Но большинство мам и пап забывают, что «огранка» таланта требует регулярных занятий. Попробуйте предложить ребёнку нарисовать музыку, ведь для такого занятия не нужен профессиональный психолог – достаточно коробки акварели или гуаши, и, конечно же, музыка. Образы, которые дети переносят на бумагу, могут многое рассказать о них самих и часто становятся для родителей настоящим потрясением – настолько они бывают интересны.
Живое звучание
Классическая музыка для детей – волшебный мир, который может ожить в реальности благодаря краскам или куску пластилина. Кстати, для проведения музыкально-прикладного занятия с детьми, лучше всего использовать именно глину или мягкий современный пластилин. Современные технологии позволяют провести музыкально-прикладное занятие в любом помещении, ведь воспроизвести музыку может любой компьютер или даже телефон. Но есть одно «но». Звук – это вибрация, и вибрация, которая возникает в тот момент, когда смычок скользит по струнам, существенно отличается от той, что возникает в колонках. Инструмент, как часть некогда живого дерева, имеет собственный голос, а вибрации струн и деревянного корпуса проникает в самые отдалённые уголки сознания. Но, имейте ввиду, что классическая музыка для детей звучащая в исполнении пусть и небольшого, но всё же «живого» коллектива, приносит гораздо больше пользы на занятиях, чем звуки, извлечённые при помощи электрических импульсов.
Слушайте классику, посещайте концерты симфонической музыки и как знать, возможно, и для вас удивительный мир звуков заблистает своими, яркими красками.