Лидия Михайловна Сидоренко
Консультация для родителей «Наказание детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие могли слышать о строгости воспитания детей в крестьянских семьях, об их беспрекословном подчинении родителям и о суровых мерах и наказания за те или иные проступки.
Воспитывая ребёнка, уча его уму-разуму, крестьяне понимали, что нельзя грубо ломать его психику, делать из ребенка безвольного человека. "Сын-мой, а ум у него-свой",- повторяли родители. Да и в народе к "тихим" и "смирным" относились с определё нной опаской: "Речами тих, до сердцем лих", "Тиха вода, до омуты глубоки". Поэтому лишний раз старались не хулить ребёнка, дабы не травмировать его психику или не сделать его боязливым; в семье всячески стимулировалась активность ребёнка, поощрялась самостоятельность в его действиях и поступках, если, конечно, она согласовывалась с принятыми нормами поведения.
Публикация «Консультация для родителей „Наказание детей“» размещена в разделах
Послушание добивались не силой, а словом. "Ласковое слово и буйную голову смиряет", "Ласковым словом многого добьёшься", - говорили в народе. Любой запрет (и это хорошо знали деды) лучше было обосновать, объяснить, сделать понятным для ребёнка.
Ребёнок не бывает идеальным, это было бы противоестественным. Познание - это всегда метод проб и ошибок, оно неминуемо связано с нарушением родительских запретов. И если всё же ребёнок нарушал запрет, наказание было неминуемо. Оно считалось необходимой, действенной частью воспитания. В народе говорили: "Жалеть сына - учинить дураком", "Ненаказанный сын - бесчестие отцу", "Детину сердцем люби, а руками гнети". Однако в наказании существовали свои правила.
Традиция советовала "учить детей без людей", дабы не подвергать позору ни их, ни самих родителей. Вспомните, как часто современные родители нарушают эту важную педагогическую заповедь, считая целесообразными, действенными упрёки и наказания на людях при посторонних ("Пусть все знают, какой ты плохой!").
Наказанию предшествовал намёк. Если ребёнок не понимает словесного предупреждения, отец или мать посмотрит многозначительно на матицу, за которой спрятана лозина, или на двухворостую плеть, которая вешается на видном месте в избе. Даже когда родителей нет, шалить боязно, плеть-то на месте, она как бы сама по себе контролирует поведение ребёнка. Когда намёка оказывалась недостаточно, "наука" внушалась с помощью "тумаков", "затрещин". В случае более серьёзного проступка применялось какое-либо орудие наказания : стегали хворостиной, тонким прутом ( в старину это называли: "угостить берёзовой кашей"), в ход могли идти ременный пояс, плётка. Отметьте для себя один существенный момент: такие распространённые в наше время виды наказания, как отправление в угол, запирание в тёмной комнате, оставление без обеда, применялись очень редко. И уж совсем нельзя было наказывать работой, ибо труд - дело святое, он должен быть в радость, а не в тягость.
Существовала жёсткая градация, Когда и как можно наказывать детей. прежде всего мера наказания зависела от возраста ребёнка.