Ольга Шкода
Консультация для родителей «Значение режима дня для дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Нет большей радости для родителей, чем видеть своего ребенка
здоровым, закаленным. Чтобы ребенок рос здоровым, уравновешенным,
физическим крепким, имел хороший аппетит, полноценный сон, надо строго
придерживаться к правильному режиму дня. Ритмичный распорядок жизни
способствует нормальному развитию детского организма.
Ребенок, который приучен к правильному распорядку дня с раннего
детства, потребность в отдыхе, еде, сне наступает через определенные
промежутки времени. Она сопровождается ритмическими изменениями в
деятельности всех внутренних органов. Организм настраивается заранее на
Публикация «Консультация для родителей „Значение режима дня для дошкольника“» размещена в разделах
предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется, без лишней траты
нервной системы. Правильный распорядок дня благотворно влияет на
состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические
процессы в организме.
Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток,
предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребёнка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
Основные компоненты режима дня
- сон,
- пребывание на открытом воздухе,
- питание детей,
- игровая деятельность,
- отдых по собственному выбору,
- прием пищи, личная гигиена.
У ребёнка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определённые промежутки времени и сопровождается ритмичными изменениями в организме. Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологической точки зрения это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В течение суток активность и работоспособность ребёнка не одинаковы. Их подъём отмечается от 8 до 2
часов и от 16 до 18 часов, а период минимальной приходится на 14-16 часов. Не случайно, поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.
Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребёнка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается.
Наилучшие показатели работоспособности отмечается во вторник и в среду, а начиная с четверга, она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное возрастные утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственно-бытовым
трудом, учебной работой. В общей сложности 75-80 % времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребёнку присуща потребность в активных движениях.
Сон. Как бы целесообразно ни строился режим в течение суток показатели
биологической активности ребёнка неизбежно снижается, что диктует необходимость смены деятельного состояния на сон.
До 5 лет в сутки нужно спать от 12-12, 5 часов, 5-6 лет – от 11,5-12 часов. 10-11 часов ночью и 1,5-2 часа – днём.
Ночной сон – с 9 вечера до 7 утра или с 9,30 вечера и до 7,30 утра. Днём режим сна детей дошкольного возраста начинается в 13 или 13,30. Ребёнок не должен просыпаться позже 15,30. Шесть часов у ребёнка остаётся на то, чтобы поиграть и побаловаться вдоволь, а после этого почувствовать потребность в отдыхе.
Здоровая усталость – предпосылка хорошего сна.
Процесс засыпания осложняется и удлиняется, если дети перевозбуждены. Полумрак, приглушенные звуковые раздражители, опорожненный кишечник и мочевой пузырь, тёплый душ или ванна, удобная чистая пастель, ласковое обращение с ребёнком способствуют нормальному засыпанию. Прежде всего, выполнение режима должно войти в привычку. Ребёнку, обычно, очень хочется каким-то образом закончить то, что он начал (это может только радовать). Именно, поэтому необходимо заранее, за 10-15 минут, предупредить ребёнка о том, что через некоторое время он должен идти спать. А когда нужное время наступит, необходимо твёрдо настаивать на том, чтобы малыш не мешкал.
Приём пищи. Обязательным компонентом режима является приём пищи,
который организуется с учётом перерывов между завтраком, обедом, полдником – ужином в пределах 4 часов.
Помните - при четком выполнении режима дня у ребенка формируются
прекрасные качества: организованность, самостоятельность, уверенность в
себе! Приучайте ребенка соблюдать режим дня и правильно чередовать
нагрузки с отдыхом, чаще хвалите малыша, окружайте заботой и лаской, и
тогда он будет всегда радовать вас хорошим настроением и задором.