ирина попелюх
Консультация для родителей на тему: «Талантливые дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что каждый ребёнок талантлив. Но возникает вопрос: в чём? Как выявить его личную одарённость? В какой области наши дети чувствуют себя наиболее комфортно?
Предлагаем вам систему обследования, ориентированную на выявление способностей ребёнка уже с 5 лет в одной из восьми сфер человеческой деятельности. Эта стандартная тест-анкета, разработанная специалистами в области детской психологии А. да Хааном и Г. Кафом, широко применяется в США и мало известна у нас.
Публикация «Консультация для родителей на тему: „Талантливые дети“» размещена в разделах
Преимущество этой системы перед другими: она достаточно проста и может проводиться не только профессиональными психологами, но и воспитателями, учителями и даже родителями.
Информация, полученная в ходе обследования, поможет вам выяснить, к каким видам деятельности предрасположен ребёнок. Необходимо знать: талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни».
Поэтому, чтобы отследить динамику развития ребёнка, диагностику следует повторять неоднократно.
Итак, ребёнок имеет очевидные технические способности, если он:
интересуется самыми разными механизмами и машинами;
любит конструировать модели, приборы;
сам докапывается до причин неисправностей механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
может (или пытается) чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находить оригинальные решения;
любит и умеет рисовать, «видит» чертежи и эскизы механизмов;
интересуется специальной, возможно, даже взрослой технической литературой.
Ребёнок имеет музыкальный талант, если он:
любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также своё настроение;
сочиняет свои собственные мелодии;
научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
У ребёнка способности к научной работе, если он:
обладает явно выраженной способностью к пониманию и использованию абстрактных понятий, к обобщениям;
умеет чётко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
любит читать или смотреть детскую техническую литературу (или даже научно-популярные книжки0 опережая в этом своих сверстников, причём отдаёт предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
часто, когда ему не хватает слов выразить свои чувства мимикой, жестами, движениями;
стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает;
меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
с большим желанием выступает перед аудиторией, причём стремится, чтобы его зрители были взрослые;
с удивляющей лёгкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
пластичен и открыт всему новому;
любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
У ребёнка незаурядный интеллект, если он:
хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
обладает хорошей памятью;
легко и быстро схватывает новый учебный материал;
задаёт очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
любит читать книги, причём по своей собственной «программе»;
обгоняет своих сверстников по учёбе, причём не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;
гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой экономике, политике, науке и т. д.);
обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив;
очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на всё новое и неожиданное в жизни.
У ребёнка спортивный талант, если он:
очень энергичен и всё время хочет двигаться:
смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;
почти всегда берё т верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре:
неизвестно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками:
лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
кажется, он никогда всерьёз не устаёт;
неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или тайно подражает.
У ребёнка литературное дарование, если он:
рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет собственную мысль;
любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причём придаёт событию что-то новое и необычное;
выбирает в своих устных и письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния, переживания и чувства героев сюжета;
изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
Художественные способности ребёнка проявляются в том случае, если он:
не находя слов или захлёбываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;
в своих рисунках и картинах отражает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
серьёзно относится к произведениях искусства, становится вдумчивым и очень серьёзным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
не робеет высказать собственное мнение о классических произведениях, причём может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.