Елена Колчина
Консультация для родителей «Роль семьи в приобщении детей к труду»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему «Роль семьи в приобщении детей к труду»
К моменту рождению ребенка мозг сформирован в основных чертах, для его развития необходимо особое питание – информация. Эту информацию доставляют «разведчики» мозга: глаза – зрительную, уши – слуховую, нос – обонятельную, рот – вкусовую, кожа – осязательную, мышцы - кинетическую, двигательную. Не зря органы чувств физиолог Сеченов назвал «щупальцами мозга». Особенно велика в развитии мозга, интеллекта роль руки. Через руки проходит огромный поток информации. Чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее. Не зря немецкий философ И. Кант назвал руку «выдвинутым наружу головным мозгом». Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать все органы чувств и руки. (А не бить по рукам, когда малыш ищет возможность через руки развивать интеллект и поэтому «сует их куда не следует»). От родителей нужно совсем мало – создать такую среду, обстановку вокруг ребенка, чтобы он мог реализовать заложенные в него Природой желания к познанию через органы чувств, через руку, через движения.
Публикация «Консультация для родителей „Роль семьи в приобщении детей к труду“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Тело ребенка представляет исследовательский центр со всеми приборами – органами чувств. Поэтому ребенок предпочитает многим игрушкам песок, глину, воду, инструменты, вещи взрослых – в них гораздо больше стимулов, возможностей для исследования, а значит, и развития. Очень важен и опыт познания своих возможностей, и опыт самопознания. Что же еще нужно от родителей, которые хотят видеть своего ребенка в будущем удачливым? Очень мало – любовь, поддержка, вера в его силы, доверие.
С чего начинать растить неудачника (невезучего, несчастливого, бедного? Ну, во-первых, сделать из него неумейку. Для этого все надо делать за него, ведь ребенок и на самом деле, хотя за все хватается, но толком не умеет, делает не по-вашему, долго, плохо, больше портит. Поэтому с детства не доверяйте ему самому одеваться, мести пол, мыть посуду, пусть кричит «Я сам!» Успеется… В школе делайте за него уроки (если начнете с первого класса, придется это делать до последнего). А во-вторых, почаще напоминайте, что он еще мал, не сумеет, что ему ничего нельзя доверить, поручить, что все только испортит…
Никто не видел счастливым зависимого, несамостоятельного человека. «Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен», - писала врач – психиатр и педагог Мария Монтессори.
«Помоги мне это сделать самому! – обращение ребенка к взрослому. – Но не делай за меня. Дай мне право ошибаться, искать. Пусть тебе не нравится, как я это делаю. Но для меня это в первый раз. Когда вы, взрослые, навязываете мне свою помощь, я начинаю думать, что ничего не умею делать, как надо. Вскоре я начинаю в это верить… И мне становится так не по себе, что хочется все бросить. И тогда мне уже не обрести своего Я».
Так не отнимайте у ребенка счастья творить, создавать, побеждать трудности, ни с чем не сравнимое счастья овладения каким – то мастерством, счастье открытия, счастье преодоления, счастья интеллектуальной победы. Приобретение опыта преодоления сверхважно получить в юные годы, в семье.
«Семья дает крылья и корни». Семья, которая воспитывает удачливых, дает. Но большинство семей дают такие корни, которыми и душат.
Семейное воспитание будет неполноценным, если ребенок не получит опыта удачи в какой-то практической деятельности. Например, росший в окружении людей искусства и науки, с детства слышавший стихи тетки – переводчицы и чтение матери А. блок сам начал сочинять в пять лет; А. Пушкина с пяти лет его дядя, В. Пушкин, брал на все поэтические собрания; С. Есенин рос в доме деда и бабки, у которых богомольцы находили приют и по вечерам пели, «стихи сказывали»; И. Мечников рос в деревне, в их помещичьем доме жил студент-естественник, занимавшийся со старшим братом, но увлек младшего…и т. д.
Создайте среду, обстоятельства и попробуйте метод воспитания удачей, радостью от собственноручно изготовленной вещи. Не важно, если родители не очень искусны в поделках. Даже интереснее учиться что-то делать, производить, изготавливать вместе с ребенком! Пусть ребенок-ученик превзойдет учителя – маму и папу.
Что можно делать своими руками всей семьей в стандартной квартире? Очень много.
Заниматься изготовлением игрушек из бросового материала, хлама, домашнего старья, из природных материалов; шить мягкие игрушки; «механизировать» затем эти самоделки могут повзрослевшие дети: озвучивать, учить поворачивать голову или ходить, «роботизировать» и т. д.
А сколько гордости у ребенка, умеющего фотографировать, ремонтировать, шить, готовить, печатать…
Домашнее производство решает множество проблем. Обучает ремеслу. Дает возможность использовать теорию решения изобретательских задач. Повышает самооценку. Сближает всех членов семьи. Делает самостоятельным.
Познавший наслаждение творческого труда ребенок будет спасен и от судьбы «диванотавра», и от дурных страстей и компаний. Он рискнет основывать свое «дело».
А если пожалеете себя, свое время, не позволите превращать квартиру в мастерскую, а сделаете «как все», т. е. откупитесь дорогой игрушкой для малыша или «приставкой», компьютером для подростка, то проиграете многократно. Во-первых, вырастите иждивенца; во-вторых, человека от вас далекого – он вас и вы его «в деле» не видели, а где же еще человек с лучшей стороны открывается; в-третьих, время все равно свое пожертвуете, но уже на хождение по врачам по комнатам милиции, по пунктам психологической помощи.