Нина Безродникова
Консультация для родителей «Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - важный показатель гармоничности и благополучности развития ребенка. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Доказано, чем богаче и правильнее у ребенка речь,тем легче ему высказывать свои мысли,тем шире его возможности в познании окружающего мира,содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми,тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи - ее звуковой стороны,словарного состава,грамматического строя - одна из важнейших задач успешного обучения детей в школе.
Публикация «Консультация для родителей „Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Речевая деятельность - это одна из высших психических функций. Ее недостатки могут быть проявлением какого-либо неблагополучия в общем развитии ребенка. Задержанное развитие речи на определенных этапах начинает задерживать формирование других психических функций,негативно влияет на общее развитие,общительность,обучаемость ребенка. Даже не грубые недостатки в развитие речи в дошкольном возрасте создают серьезную угрозу для освоения ребенком навыков чтения и письма.
Работа по развитию речи - это составная часть логопедической работы,которая направлена на коррекцию речи как системы. Своевременная помощь поможет малышу быстрее и легче преодолеть свои речевые недостатки,а в дальнейшем ощущать себя более успешным и счастливым.
Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности,но и формирование определенных психических процессов,представлений об окружающем мире,социальных явлений и навыкам поведения,основы личностной культуры.
Немаловажную роль в коррекционной работе с детьми,имеющими тяжелое нарушение речи,играет создание развивающей предметно-пространственной среды в группе,кабинете логопеда и дома. Правильно организованная предметно-пространственная среда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта,преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях,но и в свободной деятельности;стимулирует развитие творческих способностей,самостоятельности,инициативности,помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе,а значит,способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом,чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать,запоминать,сравнивать,добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого.
Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованных занятий и самостоятельной деятельности детей.
Обстановка,созданная в группе и дома,должна уравновешивать эмоциональный фон ребенка,способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность - одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то,что ребенок скорее и легче запоминает все яркое,интересное,необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Развивающая предметно-пространственная среда способствует формированию личности ребенка и дает толчок его саморазвитию. Развивающая среда дошкольника должна быть социопредметной. Другим важным фактором развивающей среды должна стать ее адаптивность к особенностям развития всех и каждого из детей. Адаптирующая направленность - помощь дошкольникам в установлении гармонических отношений с окружающим миром,развитии личности и проявлении индивидуальных способностей.
Еще один важный фактор предметно-пространственной среды,который обеспечивает интегрально-личностный характер ее влияния,-ориентация на ведущий вид деятельности.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра может и должна рассматриваться как развивающее средство,которое используется в качестве основного метода педагогической и коррекционной работы.
В логопедической работе игра стала одним из действенных инструментов активизации речевых и познавательных способностей детей,воспитание у них устойчивого интереса к учебной деятельности. Включение разных видов игр в коррекционные занятия обеспечивает познавательный эффект не только в преодолении речевых нарушений,но и в развитии психологической базы (восприятия,внимания,памяти,мышления). Особенно важна роль игры в становлении ребенка как субъекта коммуникативной и учебно-познавательной деятельности.
В оформлении группы,кабинета логопеда и комнат в доме специалисты советуют использовать пастельные цвета,предпочтительнее отдавать нежно-голубой и нежно-зеленой гамме,которые способствуют успешному речевому развитию. Необходимо продумать вопрос о дополнительном освещении. Во всех помещениях,в которых находятся дети,должно быть уютно,светло и радостно. Очень важно,чтобы дети ощущали эмоциональный комфорт. Обстановка в группе и кабинете должна максимально быть приближена к домашней,чтобы снять стрессообразующий фактор.
Дети логопедической группы в своей массе моторно неловкие,плохо координированные и поэтому следует уделять особое внимание соблюдению правил охраны жизни и здоровья. В группе должно быть просторно,в ней должно быть достаточно много места для передвижений детей. Мебель в группе и кабинете необходимо закрепить,острые углы закруглить.
В дошкольных учреждениях создаются условия,приближенные к домашним. Однако следует помнить,что личность ребенка формируется прежде всего в семье. Поэтому важна роль родителей в образовательно-воспитательном процессе,которые выполняя рекомендации педагогов,организуют в домашних условиях предметно-пространственную развивающую среду.
Совместные усилия педагогов и родителей способствует воспитанию гармонично развитой личности.