Елена Брунова
Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях родителей и детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему :
"Проблемы во взаимоотношениях родителей и детей"
Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко писал: "Ребенок в младшем возрасте должен слушаться родителей, ибо если он непослушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6 - 8 лет".
Однако надо, чтобы это было не слепое послушание, а сознательное и разумное подчинение авторитету взрослых, основанная на том, что ребенок признает справедливость предъявляемых ему требований и с желанием их выполняет.
Публикация «Консультация для родителей „Проблемы во взаимоотношениях родителей и детей“» размещена в разделах
Воспитание послушания требует от родителей прежде всего спокойствия и терпения. Больше, чем где либо, здесь могут принести вред возбуждение, нервное и нетерпеливое поведение. Нельзя постоянно порицать, упрекать ребенка. Не всякая шалость приводит к тому, что малыш становится плохим. Детям подчас их шалости кажутся невинными, и нужно посмотреть на них лазами ребенка. Когда же он действительно совершает проступок, то проявится строгость, но не теряйте самообладания.
Важно считаться с индивидуальными особенностями ваших деток, с из интересами, запросами, желаниями; с уважением относится к их деятельности и её результатам, внимательно выслушивать их вопросы, серьезно и умело на них отвечать, верить в их возможности, доверять им, проявлять такт в обращении с ними.
Главное - не смотреть на ребенка, как на свою живую собственность, с которой что хочешь, то и можешь делать, не смотреть как на раба, как на обузу или игрушку.
Любовь и уважение к малышу надо умело сочетать с неукоснительной требовательностью к нему.
Опыт показывает, что деть только в том случае подчиняются старшим, если они не возбуждены, если у них хорошее настроение. Нельзя также забывать и о том, что отрицательную реакцию ребенка нередко вызывают завышенные требования взрослых. И чтобы избежать этого от него надо требовать то, что он может сделать наверняка.
У детей 4-5 лет должны быть постоянные посильные им трудовые поручения. Привыкнув ежедневно помогать взрослым нарывать на стол, содержать в чистоте и порядке игрушки, книжки, аккуратно складывать свои вещи, и т. д. ребенок делает это без принуждения и с охотой.
Успех воспитания послушания предполагает единство требований со стороны всех членов семьи. И если мать предъявляет к ребенку определенные требования, а отец освобождает сына (дочь) от их выполнения или наоборот, малыш будет поступать так, как захочет. Отсутствия единства дезорганизует ребенка. При этом дело не обходится без слез и взаимного не удовольствия.
Очень важно не просто требовать что-то от малыша, но и попытаться разъяснить ему, для чего и почему так нужно делать. Дети должны понимать, например, почему нельзя шуметь, когда кто-то отдыхает, грубо разговаривать со старшими, обижать маленьких детей. Беседы сними помогают сформировать осознанное отношение детей к своему поведению, но они не должны превращаться в длинные нотации, от которых мало пользы.
Недопустимо подменять требовательность упрашиванием. Допустим, ваш малыш в первый раз не выполнил ваше распоряжение. Следует его повторить еще раз, но уже более категорично, если и в этом случае ребенок не послушался, оставьте его в покое. Через некоторое время, когда он подойдет к вам со своими делами или вопросами, вы спокойно потребуете исполнения своей просьбы, и пока её не выполнит, не общайтесь с ним. При этом не нужны длинные объяснения, нравоучения, а непреложное категоричное требование - исполни то, о чем я прошу. Главное - следить, чтобы у ребенка не накапливался опыт непослушания, чтобы он не смотрел на распоряжения родителей как на нечто не обязательное.
При этом взрослым надо следить за выполнением своих поручений, иначе дети привыкнуть недобросовестно относиться к ним. Правильно организованный контроль предупреждает уклонение детей от данных им заданий и развивает у них чувство ответственности за свои поступки. Но контролировать ребенка следует деликатно, так, чтобы он не думал, что ему не доверяют.
Дети, как правило, выражают много различных желаний и в этом проявляется их стремление к самостоятельности активности. И было бы хорошо, если бы эта активность нашла свое применение в полезной деятельности.
Ребенок, который скучает и должен сидеть тихо и быть паинькой, становится капризным, непослушным, так как его энергия ищет выхода в шалостях, шумных затеях, бесполезной возне. Эта энергия должна быть направлена в нужное русло. Покажите ему, как из спичечных коробков, природного материала можно сделать различные вещицы для игры или кому-то в подарок. Например, сделать из коры лодочку, и вы будете удивлены, какой у вас послушный ребенок.
Известно, что дошкольники большую часть времени играют. В своей игре дети отражают окружающую жизнь, труд взрослых. В игре у них формируется элементарное понятие долга, также черты характера как выдержка, самообладания, умение уступать, считаться с другими и. т. д. Совместные игры со взрослыми способствуют установлению контакта, взаимопонимания и помогают родителям добиваться от детей послушания без особого нажима.
Старайтесь не оставлять без внимания положительные поступки детей. Одобрение, похвала поднимает у детей настроение, укрепляют веру в свои силы. Но, не в коем случае нельзя за это делать подарки, иначе ребенок станет поступать хорошо из корыстных побуждений. Вместе с тем, чрезмерные поощрения и захваливание приводит к негативным явлениям: нескромности, самомнению, эгоизму.
Взрослые учат ребенка понимать слова "Надо" и "Нельзя". Но не следует забывать при этом, что поведение детей раннего возраста определяется его чувствами, желаниями. Малышу трудно воздержаться от того, что ему хочется взять и сделать. Если взрослые злоупотребляют запретами, они ставят ребенка (да и самих себя) в трудное положение: малыш просто не в состоянии подчиниться, он не запоминает, что же в конце концов можно, а чего нельзя. Запрещать надо только то, что действительно заслуживает осуждения, и при этом объяснить причину запрета.
Если жизнь в семье организованна правильно, установлен хороший том между взрослыми, между взрослыми и детьми, наказания не будут нужны. Внушительно сделанное замечание часто вполне достаточно, чтобы ребенок осознал свою вину. Совершенно не допустимы физические наказания.
И главное - чтобы взрослые на личном примере подтверждали то, что они требуют от своих детей.