Вера Садилина
Консультация для родителей «Пальчиками играем — речь развиваем!»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время всё чаще в ДОУ появляются дети с индивидуальными возможностями здоровья, которые требуют более внимательного и коррекционного подхода. Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо. Для многих родителей эта проблема является актуальной. В каждой семье по – разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два – три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам. Это ошибочное мнение.
Публикация «Консультация для родителей „Пальчиками играем — речь развиваем!“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Все речевые нарушения необходимо своевременно выявлять и исправлять. Если во время помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития и активизации речи, эти серьёзные проблемы можно решить.
Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие мелкой моторики отстаёт, то наблюдается задержка речевого развития, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат.
Ребёнок до четырех лет больше изображает, показывает, чем рассказывает, объясняет. В этом возрасте артикуляционные органы ещё не успевают за мыслями, чувствами, желаниями, а руки, тело уже освоили способы передачи информации. Причём сообразительные разговорчивые дети пользуются руками при объяснении ничуть не реже, чем немногословные.
Еще со времён наших бабушек родители играли со своими детьми в пальчиковые игры. Стишки - потешки передавались из уст в уста от бабушек к мамам, от мам к детям, при этом не было никакой особой классификации по возрастам и уровням развития ребёнка. Всё это воспринималось как обычная игра с любимым чадом. Пальчиковые игры представляют собой различные движения пальцами и ладошками ребенка в такт стихотворению или песенке. В младшем возрасте родители совершают всевозможные движения руками ребенка: поглаживания и пощипывания ладошек, сгибание и разгибание пальчиков, и вращательные движения кистей. В более старшем возрасте ребенок самостоятельно показывает различные движения пальчиками и руками в целом.
Пальчиковые игры – прекрасный способ развлечь малыша и с пользой провести время в очереди в поликлинике, во время путешествия на поезде или в самолете. Но и в обычных ситуациях им чаще стоит уделять внимание.
Игровую тренировку необходимо начинать с раннего возраста, причём не только с проблемными детьми. Начинайте с простых, доступных текстов. Используйте всем, известные стихотворения: «Сорока - белобока» и «Ладушки». Прочитайте слова несколько раз, сопровождая их соответствующими движениями. Сначала малыш захочет повторить ваши действия. Помогите ему в этом. Не заставляйте ребёнка с первого раза выполнять движения и произносить текст. Рано или поздно он сам попытается произнести последнее слово в каждой строчке. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что – то неправильно, поощряйте успехи. Повторяя после этого чтение стихов, остановитесь на мгновение, чтобы малыш сам назвал последнее слово. В следующий раз он произнесёт два последних слова, а потом и всю строчку. Чем дальше, тем сложнее движения рук и пальцев и текст стихов. Овладеть этой методикой может каждый взрослый. В настоящее время издаётся достаточное количество специальных пособий, которыми может воспользоваться каждый родитель.
Все упражнения для пальцев взрослый должен превратить в увлекательную игру, а не в обязательный тренинг, в игру, укрепляющую и развивающую не только речевой аппарат, но и внимание, память, мышление, воображение.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры с мозаикой, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд).
Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка).
Шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи и подготовки руки к письму. Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты - обычное дело взрослых. Сюжетные шнуровки дают более широкое поле для фантазии. Пришнуровывая грибы и фрукты к ежику или белочке, можно сочинить сказку о том, как зверек собирал себе плоды на обед. Или пришнуровывая одежду гномику, сказку о том, как гномик собирался в гости.
Можно использовать счетные палочки, из них выложить различные фигуры, предметы повседневной жизни, окружающие нас предметы. Например,
«построить» из палочек дерево, или домик с заборчиком, солнышко или кораблик. Из счетных палочек можно выкладывать как отдельные предметы, так и целые сюжетные картины. Читая ребенку сказку, например, «Три поросёнка» можно попросить его, выложить домик одному из поросят.
Игры с предметами домашнего обихода. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
Так как дети очень любят завязывать, развязывать, расстегивать, исследовать что-то новое рекомендуем использовать развивающие книжки, развивающий коврик, бизидом, которые помогают детям научиться навыкам самообслуживания, развивать воображение, речь, мышление, память, внимание. А также они очень удобны в индивидуальной работе с детьми. Их эффективность определяется систематичностью проведения, учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Играйте с детьми, уважаемые родители!