Наталья Белаш
Консультация для родителей «Одежда мыслей»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - это способ общения людей при помощи языка. Благодаря речи мы овладеваем знаниям и, накопленными человечеством на протяжении всей его истории. Посредством речи обмениваемся друг с другом мыслям», чувствами, информацией.
Речь каждого человека индивидуальна. Ее особенности обусловлены возрастом, уровнем образования и культуры. Как функция сознания речь является предметом изучения психологии. Для речевого общения необходимы общие средства и правила передачи мыслей. Такую систему правил представляет собой язык — важнейшее средство человеческого общения, исторически сложившееся у данного народа.
Публикация «Консультация для родителей „Одежда мыслей“» размещена в разделах
Речь имеет свои специфические функции: обозначения ( название отдельных предметов: стол, книга, картина, обобщения (обозначение группы сходных предметов) и коммуникативную функцию. В последней очень важной функции выделяют три стороны: информационную (пере-дача знаний, эмоционально-выразительную (передача чувств и отношения к предмету) и волеизлиятельную (просьба, убеждение, приказание, требование, угроза, побуждение к действию). Из перечисленных волеизлиятельных средств убеждение, просьба, совет имеют большую побудительную силу, чем запрещение, угроза или упрек и чаще заставляют ребенка прекратить нежелательные действия или отказаться от совершения поступка.
Речь может быть яркой, энергичной или вялой, бесцветной. Выразительная, образная речь помогает более полно и глубоко передавать мысли. Яркой индивидуальной особенностью речи является ее темп, который может быть медленным, средним и быстрым. При медленной речи человек произносит до 120 слогов в минуту, при средней - около 200 и при быстрой - примерно 400 слогов. Наиболее благоприятен для овладения речью дошкольный возраст, когда ребенок достигает поразительных успехов. Если в полтора года он оперирует 30 словами, то к трем годам в его словаре насчитывается ужо около 1000 слов, к четырем - около 1500, к пяти -более 2000, к шести - до 4000 слов.
Ребенок овладевает родным языком (его словарем, фонетикой, грамматическим строем) благодаря общению с родителями и сверстниками, чтению книг, специальному обучению, а также в практической деятельности.
Русский язык располагает огромным числом слов, которое приближается к 100 000. Но даже гениальный А. С. Пушкин в своих произведениях использовал только 21 000 слов.
Пассивный словарь молодого человека 18—20 лет, имеющего среднее образование, содержит 00—80 тысяч слов. Это те слова, значение которых он понимает. В активной речи он использует десятую часть своего пассивного словаря. Таким образом, активный словарь этого молодого человека состоит из 6—8 тысяч слов. Но не каждый обладает достаточно развитой речью. У некоторых молодых людей пассивный словарь не превышает 20 000 слов. Следовательно, в активной речи они обходятся всего лишь 2000 слов. Отсюда бедность, невыразительность речи, ограниченность интеллектуального развития и сужение познавательных возможностей личности. Некоторые ухитряются обходиться еще меньшим числом слов. Людоедка-Эллочка, героиня книги И. Ильфа и В. Петрова «Двенадцать стульев», из всей сокровищницы русского языка использовала всего 30 слов.
Речевое бескультурье, по мнению В. Л. Сухомлинского, порождает эмоциональную толстокожесть, душевную черствость и равнодушие.
Принято различать внутреннюю и внешнюю речь. Внутренняя речь - это речь про себя, посредством которой осуществляется мышление. Она протекает в свернутой, неполной форме и часто сопровождается жестами мимикой, различными действиями. Внешней, звучащей речью мы пользуемся для общения. Она делится на устную и письменную. Устная речь в свою очередь подразделяется на монологическую (речь человека в форме лекции, доклада, чтения стихов, рассказа, сообщения) и диалогическую (речь двух или нескольких человек). Монологическая речь отличается законченностью, непрерывистостью и обращена к самому себе или аудитории (иногда воображаемой). Яркие образцы этого вида речи встречаются в драматургических произведениях.
В монологической речи человек использует значительно больше слов, чем в диалоге. Диалог имеет большие возможности для передачи мыслей и чувств собеседников, которые помогают себе интонацией, жестами. В диалогической речи собеседники могут понимать друг друга с полуслова, особенно в тех случаях, когда между ними налажен эмоциональный контакт, есть общность интересов, взаимопонимание и благожелательное отношение друг к другу. Поэтому диалогическая речь скупа на слова, отличается повторами, употреблением междометий.
Письменная речь в сравнении с устной более полная, развернутая, мысли в ней оформляются четко.
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что скудная, убогая речь отупляет, оглупляет человека, делает его мышление примитивным. Он был твердо убежден, что одной из главных причин неуспеваемости, отставания некоторых учащихся средних и старших классов является бедность, примитивность речи в детстве и отрочестве.
Развитие речи ребенка зависит от того, насколько правильно, грамотно разговаривают окружающие его люди, каков их словарный запас, насколько образна их речь. Но особенно важное значение в речевом развитии принадлежит школьному обучению, когда ребенок начинает изучать грамматику родного языка, в которой изложены законы построения различных видов речи. Изучение различных предметов, особенно гуманитарных, расширяет активный и пассивный словарь школьника, помогает ему правильно, логично выражать свои мысли. Для развития речи следует приучать сына или дочь при выполнении домашних заданий упражняться в устном пересказе, чтении вслух, правильном произнесении слов и построении предложений. Развитию речи во многом способствуют чтение художественной литературы и беседы с детьми по прочитанным произведениям.