Юлия Ткаченко
Консультация для родителей на тему «Нарушения речи у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – является высшей психической функцией, важнейшим критерием, по которому оценивается общее развитие ребенка. Развитие речи тесно связано с другими психическими процессами: мышлением, памятью, воображением, вниманием. Именно поэтому важно следить за речевым развитием ребенка, чтобы вовремя выявить нарушения речи у детей, если они имеют место быть.
Публикация «Консультация для родителей на тему „Нарушения речи у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Развитие речи у каждого ребенка происходит в собственном ритме, поэтому не все задержки или нарушения речи у детей нужно считать патологиями. Исследователи выделяют несколько этапов формирования речи по месяцам и годам :
с рождения до 4 месяцев ребенок без нарушений речи должен эмоционально реагировать на голоса взрослых, «гулить», улыбаться, плакать;
до года ребенок должен научиться произносить простые слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и т. д.
от 12 до 18 месяцев ребенок должен знать имена родных, реагировать на них, узнавать указываемые предметы, знать их названия;
до двух лет включительно ребенок учится использовать простые словосочетания с существительным и глаголом в составе;
в 3 и 4 года ребенок без нарушений речи уже может составлять длинные предложения и относительно четко произносить звуки.
к шести годам ребенок должен владеть более 2500 слов, иметь правильное произношение, уметь пересказывать события, правильно использовать времена;
Нарушения речи у детей диагностируют в случае заметного отставания от этих приблизительных норм. Помимо задержки речевого развития, существует несколько видов нарушений речи у детей, которые, также могут встречаться и у взрослых. Основные факторы, приводящие к нарушениям речи у детей делятся на внешние и внутренние, иногда они могут сочетаться.
Часто причиной нарушений речи у детей является среда и окружение. Для нормального развития, ребенку необходимо внимание и общение с родителями. К сожалению, даже в благополучных семьях, с детьми могут недостаточно заниматься и общаться: ребенок играет с планшетом, телефоном, игрушками, но эти вещи никак не развивают его речь.
Иногда родители не пытаются спровоцировать разговор с ребенком – они угадывают его желания, сразу выполняют просьбы и т. д. Таким образом, ребенок просто не испытывает потребности говорить. Кроме того, ребенку необходимы постоянные новые впечатления, в однообразных бытовых условиях развитие ребенка замедляется.
Недостатки речевого развития, возникнув и закрепившись в детстве, преодолеваются с большим трудом. Иногда они могут сохраняться очень длительное время, осложняя жизнь ребенка и его родным.
Воспитание правильной речи у детей - сложная задача, требующая своевременного вмешательства специалистов, длительных занятий. Серьезность этих занятий родители должны понять и своевременно помочь своему ребенку.
Естественно, ведущая роль в работе над коррекцией дефектов речи принадлежит логопеду. Но при тяжелых нарушениях речи одних занятий с логопедом будет недостаточно, необходимы ежедневные дополнительные занятия с близкими ребенку людьми – родителями, воспитателями, родными, которые закрепят достигнутые на логопедических занятиях результаты, помогут сократить подготовительный период работы, сделать его более интересным для ребенка, более результативным.
Совместная работа по профилактике и коррекции дефектов речи требует настойчивости, систематичности, терпения. И только такая работа принесет желаемые результаты