лиза
Консультация для родителей «Математика и логика детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
Обучение детей началам математики направлено в дошкольном возрасте на решение следующих задач:
- формирование интеллектуальных операций;
- формирование системы представлений;
- развитие воображения;
- воспитание уверенности в собственных интеллектуальных возможностях;
- развитие способности к продуктивному диалогу со взрослыми и сверстниками как основы коллективной мыследеятельности;
- подготовка к поступлению в школу.
Публикация «Консультация для родителей „Математика и логика детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Развитие логического мышления детей осуществляется за счет совершенствования умения классифицировать. С логикой классов детей достаточно подробно знакомят в старшей группе. Знакомство с простейшими понятиями логики высказываний впервые предлагается в подготовительной группе. А уже в 1 классе детям часто дают задания, требующие применения навыков логического рассуждения, выведения следствия, поиска закономерностей, умения строить обобщения, давать и понимать определения, сравнивать.
Как известно, большим любителем головоломок был Л Кэррол. Он писал:"Методы эти позволяют обрести ясность мысли, способность находить собственное оригинальное решение трудных задач, вырабатывают у нас привычку систематическому мышлению и, что особенно важно, умение обнаруживать логические ошибки и находить изъяны и проблемы тех, кто не пытался овладеть искусством логики. ".
С возникновением математической логики математика и логика очень тесно переплелись. Важно так же, что геометрические и арифметические представления формируются в тесной связи друг с другом, а не изолированно.
Для занятий на сложение и вычитание используем игры и задания: "математическая цепочка", "река чисел","спасательный круг","охотники за числами","числа по домам","найди соседей".Есть специальные рабочие тетради для составления и решения примеров и задач.
Детей дошкольного возраста необходимо научить понимать количественные и качественные соотношения предметов. Взрослые должны познакомить детей с такими понятиями как "больше-меньше, выше-ниже, впереди-сзади, справа-слева,раньше-позже. Для этого в нашей группе проводятся следующие игры и задания: "Назови предмет, который находится справа от тебя (слева)","Что изображено в левом верхнем углу, посередине, внизу листа?"; игры по картам-схемам:"Пройди 2 шага вперед, повернись налево, пройди ещё 5 шагов, затем поверни направо. "; "На какой картинке девочка выше (ниже) других?". Знакомим с понятиями: младше-старше, вчера-сегодня-завтра, утро-день-вечер-ночь.
Чуть сложнее комбинированные сравнивания. Например: на какой картинке один гусь летит впереди и выше других? Где мальчик выше девочки и ближе к дереву?
Очень эффективен метод обычного сравнивания: сани-телега, велосипед-автомобиль, яблоко-груша; вопросы: чем похожи? чем отличаются?что изменилось? найди лишнее, найди два одинаковых предмета. Все эти задания мобилизуют умственную активность детей, развиваются творческое воображение и речь.
Как же правильно сравнивать?
1. По цвету
2. По ширине (река широкая, ручей узкий).
3. По одному признаку (Мел твердый, а творог мягкий).
Какие ошибки могут быть при сравнении?
1. У бабочки крылья цветные, а у стрекозы прозрачные. Ошибка: сравнивается цвет и прозрачность.
2. Эта гора пологая, а та высокая. Ошибка: сравнивается высота и крутизна. Т. е. сравнивают предметы по двум и более признакам сразу!
Для нахождения детьми решений в логических ситуациях, используем небылицы, путаницы, неправильные задачки. В этом случае развивается ещё и чувство юмора: " Храпят в тени четыре льва, один ушёл-осталось. (три); Мышь считает дырки в сыре: 3+2 всего. (пять).
Много работаем и по геометрическим фигурам, штриховке, с клеткой, по точкам, даем графические диктанты. Такие задания требуют больше времени, сосредоточенности, аккуратности. В режиме дня детей мы отвели этой индивидуальной работе вторую половину дня.
Пользуемся следующей литературой:
1. Т. Ерофеева " Математическая тетрадь";
2. В. Козлова "Обучение дошкольников и младших школьников математике";
3. Л. Куцакова, Ю. Губарева "1000 увлекательныхигр изаданий для детей 5-8 лет";
4. Е. Соловьева "Математика и логика";
5. Л. Тихомирова "Логика. Дети 5-7 лет";
6. Н. Чивикова "Как подготовить ребенка к школе?";
7. Серия журналов "Карапуз" : "Развиваем, играя","Школа для дошколят","Готов ли ваш ребёнок к школе?".
.