Елена Михайлова
Консультация для родителей «Как воспитать у ребёнка самостоятельность?»
▼ Скачать
Все мы родом из детства, и все мы шаг за шагом осваивали знания и умения и приобретали опыт и навыки. Однако, став родителями, мы нередко забываем о развитии у собственного ребенка самостоятельности и ответственности. Нам проще, спокойнее и удобнее сделать за маленького человечка то, с чем он вполне способен справиться сам. А ведь это неправильно, недальновидно и даже эгоистично.
У каждого детского возраста – свои задачи. Дайте ребенку их решить.
Публикация «Консультация для родителей „Как воспитать у ребёнка самостоятельность?“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Темочки
Вашему ребёнку 5 лет - это тот важный период, когда у малыша возникает естественный интерес к домашним делам, когда ему интересно делать все. Не пропустите момент! Пока ребенок маленький, любые мелочи легко входят в привычку. По мере того, как малыш взрослеет, поручайте ему несложные дела: подмести пол, налить воды кошке, принести столовые приборы для семейного обеда. Важно, чтобы он понимал: у каждого из домашних есть свои обязанности, в том числе и у него. И не только понимал, но и видел своими глазами.
Если взрослые замирают у телевизора, забыв про грязные тарелки, что же от ребенка-то требовать!
Чтобы помочь ребенку овладеть разными сложными и ответственными вещами – самому собираться в садик, одеваться, накрывать на стол, класть одежду и игрушки на место, нужно пройти процесс обучения вместе с ним, постепенно. Ни в коем случае не следует выполнять что-либо за него: «Смотри, как я делаю». Ребенок должен выполнять намеченное сам, а вы присутствуйте рядом, направляйте, объясняйте.
Самое сложное для каждого малыша, да и для многих взрослых, – организовать себя. Часто он просто не понимает, что нужно делать в той или иной ситуации. Именно в этом и надо помочь: составьте план действий и вместе учитесь его выполнять. Например: сначала найти в комоде носочки, потом внизу шкафа – штанишки, потом вверху шкафа – кофточку, потом на ковре – босоножки. Пока мы одеваем ребенка сами, он может заниматься тысячей дел, но только не запоминать, в каком порядке мама надевает на него одежду. Поэтому ваше предложение «А теперь одевайся сам, ты уже умеешь, ты уже взрослый» может поставить его в тупик. Да, он знает, с какой стороны что надевается, но где это лежит, и в каком порядке? Ребенок при всем желании не сможет выполнить ваше задание, а вы будете удручены его полной несамостоятельностью.
Чтобы избежать подобных накладок, нужно, чтобы путь обучения ребенок прошел сам. Поскольку многие занятия обычно скучноваты, попробуйте превратить их в игру. Начните готовиться к полету на Марс или собираться в кругосветное путешествие, и тогда банальный подбор одежды станет жизненно важной задачей. Попробуйте устроить чемпионат по накрыванию на стол или собиранию рюкзака с игрушками в детский сад. Крайне важно поощрять ребенка, если он все делает правильно. Обучая ребенка конкретному делу, не забывайте главное правило –
делать вместе с ним, но не вместо него.
Да, зачастую так будет дольше, да, зачастую нервы не выдерживают смотреть, как медленно он несет к раковине накреняющуюся горку посуды, как неловко и медленно одевается, а выходить надо через 5 минут. Пожертвуйте парой тарелок, опоздайте в гости, ведь в следующий раз он все сделает без запинки.
Научившись разным делам, ребенок становится готовым выполнять их самостоятельно и ответственно.
На первых порах придется пристально наблюдать, как он справляется, и появляться рядом при возникновении неожиданных сложностей. Не забывайте хвалить ребенка за малейшее продвижение к нужному результату. Он должен усвоить, что делать самому – это здорово, это не страшно, это очень приятно. Постепенно ослабляйте контроль, больше интересуясь результатом, а не процессом.
Вместе с самостоятельностью дошкольный возраст закладывает основы инициативности вашего ребенка. Нам зачастую хочется, чтобы в доме все шло по заведенному порядку, чтобы малыш ни на минуту не оставался без присмотра, чтобы играл в подаренные нами игры, чтобы не рушил с таким трудом наведенный порядок. Однако каждый раз, говоря своему любимому чаду «этого не делай», «зачем ты туда полез?», «эту вещь трогать нельзя», мы мешаем ему. Мешаем выразить себя, придумать что-то интересное – по сути, проявить инициативу.
Каждый ребенок по природе изобретателен и инициативен. Вокруг него столько интересного, все надо попробовать, как-то использовать. Желание малыша что-то сделать – это и есть первое проявление инициативы. Если мы отказываем ему в этом, не стоит, потом удивляться вялости и отсутствию интересов у повзрослевшего отпрыска, целыми днями валяющегося на диване. Ребенок должен видеть, что многое в этом мире зависит от него, от его решений. С ним можно советоваться, можно предоставлять ему выбор, спрашивать, чего он больше хочет.
Детские предпочтения часто импульсивны, и ваша задача обсуждать с ним возможные решения, их последствия. Важно, чтобы у малыша сложилось ощущение своей значимости и влияния на происходящие события, тогда он будет стремиться их менять. Важно поощрять ребенка в его успехах и достижениях, находить позитивные стороны в зачастую «разрушительных» проявлениях его инициативы.
Важно показывать малышу способы проявления активности. Чтобы научиться быть самостоятельным, ребенок должен иметь достаточный опыт выполнения дел и обязанностей без помощи других людей. Предоставляйте ему больше возможностей делать что-то самому, проявлять инициативу, нести посильную ответственность за свои действия.