Марина Дмитриевна Алексеева
Консультация для родителей «Формирование фонематического слуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Умение различать и правильно произносить звуки родной речи – главное условие успешного обучения ребенка в школе.
Чтобы речевой аппарат и мышление малыша правильно развивались, нужно постоянно тренировать его фонематический слух.
Что такое фонематический слух.
Этот вид слуха более тонкий, именно он позволяет ребенку узнавать звук, систематизировать и различать разные звуки, а затем использовать эту информацию в собственной речи.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование фонематического слуха“» размещена в разделах
Если речь ребенка после трех-четырех лет невнятная, он заменяет или путает звуки в слогах, ему трудно произносить слова, состоящие более чем их двух слогов, можно говорить о неразвитости фонематического слуха.
Зачем развивать фонематический слух.
Что случится, если ребенок сам не справится с языковой нагрузкой, а своевременной помощи в развитии фонематического слуха не будет? Появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов. Нарушение норм произношения – это серьезный дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи и автоматически делает ученика начальных классов потенциальным двоечником, максимум троечником по русскому языку.
Нужно ли развивать фонематический слух?
Ответ на этот вопрос очевиден. Причем начинать нужно не накануне поступления в первый класс, а раньше. Лучше начинать занятия с трех лет, а в дальнейшем постоянно уделять речевой практике как можно больше времени.
Как развить фонематический слух.
Нужно учить ребенка простейшим способам анализа слова:
- правильно ставить ударение;
- делить на слоги;
- понимать смысл и значение каждого звука в слове, их линейную последовательность;
- выделять согласные и гласные звуки.
Что же помогает развитию фонематического слуха?
Упражнения!
Узнавание слов – большая работа для мозга.
- «Правильно – неправильно». Приготовьте яркие картинки с изображением разных предметов. Показывайте их малышу и называйте, но неправильно, а заменяя первый звук слова другой. Например, вместо корова – борова, вместо стул – фтул, вместо чашка – кашка и т. д. Услышав правильное слово, ребенок прихлопывает в ладошки или притопывает ногой.
Учимся различать слоги. Тут важно дать первичное понятие о том, что такое слог. Начать можно с того, что слова могут быть короткими и длинными. Затем, хлопая в ладоши, с помощью интонации делить слова по гласным звукам на части. ( Вспомним правило: в слове столько слогов сколько гласных букв).
- Ребенок сначала произносит слова вместе с мамой, затем пытается делить их на части самостоятельно. Говорим и хлопаем: ба-буш-ка, пал-ка, кош-ка, ма-ма, за-на-вес-ка, ло-пат-ка, кро-ват-ка и т. д. Как только ребенок ухватил суть, просим его «прохлопать» слова самостоятельно.
Простой для детского восприятия, но очень важный этап – правильное произнесение звуков. Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. Звук мы говорим и слышим. А затем поиграть в них.
- «Кто звучит?». Для развития фонематического слуха самые простые упражнения – это имитации. Например, нужно воспроизвести звуки природы: жужжание комарика (ж-ж-ж, рычание тигра (р-р-р, пение сквозняка или ветра (с-с-с).
Самый высокий по сложности уровень – аналитический. Тут требуется собрать все знания, которые есть у ребенка.
- «Сосчитай звуки». Взрослый произносит один звук или сложное звукосочетание, а ребенку предстоит определить количество звуков (иии- 1 звук, дио – 3 звука).
- «Звук-потеряшка». Взрослый называет слово, пропуская один звук. Ребенку нужно найти пропущенный звук и назвать его (пти…ка, с…ол, мы…о).
- «Называем звуки в слове». Произносим слово целиком, а затем называем последовательно звуки, из которых состоит слово, загибая пальцы по одному (лук - [л, у, к], диван – [дь, и, в, а, н], клён – [к,ль,о,н]). Внимание! Звуки в словах произносим так, как они слышатся в слове, не буквы (не так как слово пишется!
Освоить приемы развития фонематического слуха не так сложно, как может показаться. Самые эффективные упражнения те, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки.
Занимаясь с малышом с раннего возраста, родители предупреждают формирование речевых нарушений и готовят ребенка к освоению чтения и правильного письма.