Лучший педагог года

Консультация для родителей «Формирование фонематического слуха»

Марина Дмитриевна Алексеева
Консультация для родителей «Формирование фонематического слуха»
▼ Скачать + Заказать документы

Умение различать и правильно произносить звуки родной речи – главное условие успешного обучения ребенка в школе.

Чтобы речевой аппарат и мышление малыша правильно развивались, нужно постоянно тренировать его фонематический слух.

Что такое фонематический слух.

Этот вид слуха более тонкий, именно он позволяет ребенку узнавать звук, систематизировать и различать разные звуки, а затем использовать эту информацию в собственной речи.

Публикация «Консультация для родителей „Формирование фонематического слуха“» размещена в разделах

Если речь ребенка после трех-четырех лет невнятная, он заменяет или путает звуки в слогах, ему трудно произносить слова, состоящие более чем их двух слогов, можно говорить о неразвитости фонематического слуха.

Зачем развивать фонематический слух.

Что случится, если ребенок сам не справится с языковой нагрузкой, а своевременной помощи в развитии фонематического слуха не будет? Появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов. Нарушение норм произношения – это серьезный дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи и автоматически делает ученика начальных классов потенциальным двоечником, максимум троечником по русскому языку.

Нужно ли развивать фонематический слух?

Ответ на этот вопрос очевиден. Причем начинать нужно не накануне поступления в первый класс, а раньше. Лучше начинать занятия с трех лет, а в дальнейшем постоянно уделять речевой практике как можно больше времени.

Как развить фонематический слух.

Нужно учить ребенка простейшим способам анализа слова:

- правильно ставить ударение;

- делить на слоги;

- понимать смысл и значение каждого звука в слове, их линейную последовательность;

- выделять согласные и гласные звуки.

Что же помогает развитию фонематического слуха?

Упражнения!

Узнавание слов – большая работа для мозга.

- «Правильно – неправильно». Приготовьте яркие картинки с изображением разных предметов. Показывайте их малышу и называйте, но неправильно, а заменяя первый звук слова другой. Например, вместо корова – борова, вместо стул – фтул, вместо чашка – кашка и т. д. Услышав правильное слово, ребенок прихлопывает в ладошки или притопывает ногой.

Учимся различать слоги. Тут важно дать первичное понятие о том, что такое слог. Начать можно с того, что слова могут быть короткими и длинными. Затем, хлопая в ладоши, с помощью интонации делить слова по гласным звукам на части. ( Вспомним правило: в слове столько слогов сколько гласных букв).

- Ребенок сначала произносит слова вместе с мамой, затем пытается делить их на части самостоятельно. Говорим и хлопаем: ба-буш-ка, пал-ка, кош-ка, ма-ма, за-на-вес-ка, ло-пат-ка, кро-ват-ка и т. д. Как только ребенок ухватил суть, просим его «прохлопать» слова самостоятельно.

Простой для детского восприятия, но очень важный этап – правильное произнесение звуков. Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. Звук мы говорим и слышим. А затем поиграть в них.

- «Кто звучит?». Для развития фонематического слуха самые простые упражнения – это имитации. Например, нужно воспроизвести звуки природы: жужжание комарика (ж-ж-ж, рычание тигра (р-р-р, пение сквозняка или ветра (с-с-с).

Самый высокий по сложности уровень – аналитический. Тут требуется собрать все знания, которые есть у ребенка.

- «Сосчитай звуки». Взрослый произносит один звук или сложное звукосочетание, а ребенку предстоит определить количество звуков (иии- 1 звук, дио – 3 звука).

- «Звук-потеряшка». Взрослый называет слово, пропуская один звук. Ребенку нужно найти пропущенный звук и назвать его (пти…ка, с…ол, мы…о).

- «Называем звуки в слове». Произносим слово целиком, а затем называем последовательно звуки, из которых состоит слово, загибая пальцы по одному (лук - [л, у, к], диван – [дь, и, в, а, н], клён – [к,ль,о,н]). Внимание! Звуки в словах произносим так, как они слышатся в слове, не буквы (не так как слово пишется!

Освоить приемы развития фонематического слуха не так сложно, как может показаться. Самые эффективные упражнения те, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки.

Занимаясь с малышом с раннего возраста, родители предупреждают формирование речевых нарушений и готовят ребенка к освоению чтения и правильного письма.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группе Цель: - дифференциация гласных звуков в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие; Оборудование: Магнитная доска, предметные.

Звук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слухаЗвук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слуха Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Формирование фонематического слуха»
Опубликовано: 27 января 2021 в 12:24
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Формирование фонематического слуха»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Дмитриевна Алексеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД